Читательница «Водителя Петербурга» прислала письмо с просьбой о помощи – в бак ее автомобиля на заправке залили на 3,5 литра больше паспортной вместимости. Подозревая всевозможные хитрости и обманы, мы решили разобраться в ситуации. Оказалось, что бить тревогу не стоит – виной «недоливу» погрешность.
Начнем издалека, а именно от производства автомобиля. Автоконцерны в руководстве по эксплуатации пишут приблизительный объем топливного бака, потому что бак не откалиброван производителем в качестве измерительной емкости. Реальная вместимость зависит от того, как владелец заполняет бак. Как минимум, есть еще заливочная горловина, в которую может поместиться литр-другой топлива, особенно если автомобилист любит заливаться «под пробку». А нередко при заправке в баке образуются воздушные «пузыри», также уменьшающие количество наливаемого бензина. Но некоторыми ухищрениями их можно выгнать, и тогда в бак может войти еще пара литров.
У героини сегодняшнего материала автомобиль Ford Mondeo, который был ввезен в Россию более 12 лет назад. Объем топливного бака по паспорту составляет 61 литр, однако на АЗС «Киришиавтосервис» в него залили 64,5. Для разъяснения данной ситуации нами был послан запрос в компанию Ford с указанием VIN номера конкретного автомобиля с вопросом: «можно ли туда заправить больше?»
В отделе по связям с общественностью компании Ford в России нам ответили: «Историю эксплуатации данного автомобиля мы не можем проследить и не можем гарантировать, что он не подвергалась владельцами какой-либо переделке.» По паспорту объем её бака действительно должен составлять 61 литр, однако, стоит отметить, что при заполнении бака «под горловину», с учетом заполнения всех пустот, заправленный объем может превышать расчетный на 7-10%. Также нельзя исключать погрешность (в прямом и переносном смысле) заправки 1,5-2 %, пояснили в компании.
Отсюда следует, что учет всех погрешностей по максимуму может увеличить заправку с 61 литра до 68,4 литров. Поэтому владелица автомобиля зря волнуется и ругается на АЗК №1 «Киришиавтосервис».
Чтобы не показывать всю ситуацию лишь с одной точки зрения, мы попросили начальника этой заправочной станции Нонну Саркисян рассказать, как следят за их деятельностью и существует ли возможность для обмана.
Первое, на что сразу обратили наше внимание – это невыгодность всех обманных мероприятий. Ведь каждый обманутый клиент – это потенциальный клиент конкурентов, а в сегодняшней ситуации автомобилисты очень резко могут поменять свои предпочтения и взгляды на марку топлива.
Да и вообще налить 9 литров вместо оплаченных 10 невозможно. «Каждая колонка откалибрована и опломбирована госповерителем. Нарушать пломбу нельзя – за это уголовная ответственность», – уточнила Нонна Саркисян. Помимо государственной проверки начальник станции своими руками проводит раз-два в неделю проверку каждого заправочного пистолета на соответствие стандарту.
Если есть недолив или перелив (да, бывает и такое), то снимается пломба, производится настройка или ремонт, и колонка вновь опломбируется. Данные действия прописаны даже в правилах технической эксплуатации АЗК РД 153-39.2-080-01 от 1 августа 2001 года №229, раздел 6. Самое главное: каждое вмешательство в колонку должно быть описано, зафиксировано и проверено госповерителем. На фотографии, приложенной к материалу видно, как выглядит отметка о проверке колонки – в специальный журнал наклеивается особый стикер с голограммой и штрихкодом.
В процессе ежедневной эксплуатации обмануть клиента почти нереально – колонки, компьютер, касса и даже офис объединены в единую сеть и смухлевать сможет лишь хороший программист. Если все же у автовладельца есть сомнения по поводу количества налитого в его бак топлива, то он всегда может потребовать контрольной проверки. В этом случае начальник станции вместе с автовладельцем берут поверенную мерную емкость, наливают топливо из той колонки, к которой есть претензии, и измеряют полученный объем жидкости. При температуре от -50 до +50 погрешность должна составлять не более 50 мл на 10 литров.
По заявлению работников АЗК, претензии по количеству налитого топлива предъявляют водители очень часто. Так же бывают конфликты по поводу качества топлива. Здесь все сложнее: каждый водитель вправе потребовать паспорт продукции, который должен быть на каждой заправке.
Если автовладельца это не устраивает, то он может проверить данное конкретное топливо на соответствие стандартам. В общих чертах делается это так: с АЗК подписывается специальный документ в виде жалобы, на основании которого заправочная станция проводит экспертизу за свой счет. В случае соответствия топлива всем стандартам, автовладелец будет вынужден оплатить все понесенные компанией расходы.
Об этом гласит 18 статья Закона о защите прав потребителей, пункт 5:
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Именно возможная финансовая ответственность останавливает всех крикунов. Выяснять отношения просто, а вот оплатить все расходы в случае, если претензии были необоснованными – это уже сложнее. Сама процедура вполне реальна и провести все необходимые манипуляции АЗК готова.
Исходя из вышенаписанного, становится понятно, что заправки вполне открыты для диалога. Не стоит кричать с порога «вы меня обокрали и надули». Для начала стоит разобраться, ведь возможно в руководстве по эксплуатации указаны лишь приблизительные объемы топливного бака и работники АЗК не причем.