Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Приватизация на триллион

Приватизация на триллион

382
t-l.ru

Правительство России решило отдать в частные руки почти половину своего имущества – приватизировать находящиеся в федеральной собственности предприятия. Помимо «заводов, газет и пароходов» ожидается продажа акций компаний стратегического значения, в том числе ОАО «Российские железные дороги», Сбербанка и ВТБ, Роснефти и других. Среди приватизируемых — более трех десятков петербургских компаний. Заработанные на разгосударствлении деньги планируется потратить на компенсацию дефицита федеральной казны.

В настоящее время в федеральной собственности находится более 3,5 тысячи унитарных предприятий и пакеты акций почти трех тысяч компаний (большее половины из них составляют 100 процентов). В ближайшие три года государство намерено избавиться от сотни ФГУПов и долей в 800 акционерных обществах. Общий доход от приватизации всех активов оценивается в триллион рублей.

По заветам Чубайса

Общий смысл программы приватизации на 2011-2013 годы, изложенный в подписанном Владимиром Путиным постановлении, идентичен тезисам приватизации начала 90-х: сокращение государственного сектора экономики, улучшение корпоративного управления, стимулирование развития фондового рынка и, возможно, главное – формирование доходов федерального бюджета.

В первую очередь в частную собственность будут переданы предприятия машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительные компании и др. Крупными объектами приватизации в 2011 - 2013 годах являются пакеты акций ОАО «Апатит», авиакомпании «Сибирь» (марка S7), Ульяновского автомобильного завода, издательства «Просвещение» и т.д.

Среди приватизируемых – более трех десятков петербургских компаний. Например – стивидорная компания «Коммерческий центр, транспорт и лес» (будут проданы 38,4 процента акций, находящихся в государственной собственности), 100-процентные пакеты акций завода «Звезда», Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, издательств «Искусство России» и «Искусство-СПб», «Аврора», «Гиппократ», «Химиздат» и «Формиздат», и др. Лишатся государственного участия Ленинградский завод торгового оборудования, СКБ вычислительной техники «Искра», институт «Гипромашобогащение», НПП «Компенсатор», «Электрон-Луч» и «Дигитон», институты литейного производства и архитектурно-строительного проектирования, заводы «Монументскульптура» и «Инструмент-СВ», «Севзапэлектросетьстрой» и другие. На продажу будут выставлены акции некоторых банков (в том числе петербургского АБ «Россия», банков «УралСиб», «Возрождение», «Связь-банк», «Русь-Банк», «ТрансКредитБанк», «Национальный резервный банк» и др.), хотя доля приватизируемых пакетов не превышает, как правило, десятых процента.

Также в частные руки государство намерено передать несколько аэропортов, морских и речных портов, других инфраструктурных компаний. Хотя будущие владельцы акций этих компаний могут столкнуться с серьезными обременениями: по закону бетонные взлетно-посадочные полосы и причалы закреплены в федеральной собственности, то есть частные компании не смогут ими распоряжаться (даже реконструировать).

Каждому свое

Президент России Дмитрий Медведев в послании к Федеральному Собранию 30 ноября объяснил ожидаемую приватизацию необходимостью разграничить частную и государственную экономику. По его мнению, в собственности властей может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий: «Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы. Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Каждый должен заниматься своим делом», – заключил глава государства.

С ним согласен Павел Усанов, доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского филиала ГУ ВШЭ. «Стремление к сокращению доли государственной собственности во многом связано с тем, насколько эффективно она использовалась в последние годы. Как зарубежные, так и российские экономисты пришли к выводу, что тенденция к огосударствлению экономики пагубно повлияет на эффективность хозяйствования. Для ее повышения необходимо изменить структуру: у частного собственника есть мотив использовать ее эффективно, чего нет в случае, когда она принадлежит «всем», а значит, никому, а за ее эффективность отвечает чиновник, не владеющий ею. Возросшее число государственных компаний делает невозможным элементарный контроль за их деятельностью, не говоря уже об открытости этих компаний и их дебюрократизации. Таким образом, планируемая волна приватизации вписывается в логику избавления государства от «непрофильных активов», которыми оно не способно эффективно воспользоваться», – отметил эксперт в интервью журналисту «Фонтанки».

В то же время он опасается, что поскольку целями приватизации заявлено сокращение дефицита бюджета, то серьезных структурных реформ ожидать не следует. «Не для этого государство продает свои активы, так как мотив этого процесса по большей части фискальный, – полагает Павел Усанов. – Неизвестно также и кому достанется приватизированная собственность. Не исключено и то, что произойдет не увеличение доли частной собственности, а лишь ее переход от одних государственных компаний к другим. Понятно, что в этом случае о повышении эффективности управления собственностью не может идти и речи».

Дорога в неизвестность

В подписанном Владимиром Путиным постановлении обозначается приватизация «золотого запаса» – таких компаний, как ОАО «Российские железные дороги» (уже в 2013 году может быть продан пакет из почти 25 процентов акций), «Роснефть», «РусГидро», «Федеральная сетевая компания ЕЭС», зарегистрированных в Санкт-Петербурге ОАО «Совкомфлот» и банка «ВТБ». Конкретные сроки и способы приватизации пока не определены: согласно программе они будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов».

Накануне принятия этого решения глава РЖД Владимир Якунин заявил о возможности продажи лишь 15 процентов принадлежащих государству акций компании. «Не надо ставить вопрос о приватизации ОАО «РЖД», потому что по закону это невозможно», – отметил он.

Теоретически приватизация 25 процентов акций железных дорог сегодня могла бы принести в бюджет еще 750-800 млрд рублей – ее чистые активы оцениваются в 3,1 трлн! Вместе с тем рентабельность собственного капитала составляет всего 2,25 процента, то есть купленные по номиналу акции окупятся за счет дивидендов только через сорок лет! Между тем Павел Усанов полагает, что покупателем акций может стать портфельный инвестор: «Стратегическим слишком мало будет миноритарного пакета. Думаю, что желающих купить РЖД будет много. Другое дело, как конкретно будет продаваться пакет. Для правительства желательно, чтобы это был российский инвестор».

Эксперты отмечают, что закон о федеральном бюджете на 2011 год и планы расходования казны на последующий период не предполагают существенных инфраструктурных изменений – полученные за счет приватизации деньги будут «проедены» на различные социальные проекты, в первую очередь – на повышение пенсий. «Нужно переходить от парадигмы потребления к инвестициям, – полагает глава Альфа-банка Петр Авен. – Главным приоритетом должно быть улучшение делового климата – становление экономической свободы, независимой судебной системы. Если не будет существенных экономических реформ – нас ожидает медленное развитие».

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях