Смольный устал ждать, пока лучшие умы Петербурга наконец соберутся, подумают и найдут лучший способ борьбы с сосульками. Там решили готовить сани летом и простимулировать инноваторов деньгами. За предложение новой технологии, не используемой ранее в жилищно-коммунальном хозяйстве, заплатят миллион рублей. Использования лазера это, видимо, не касается.
Положение о специальном конкурсе должно быть принято на заседании городского правительства 10 августа. Сразу после его опубликования Смольный ждет идей - в течение 20 дней. Все они должны быть представлены в формате MS WORD (в бумажном и электронном виде, на CD-диске). За это время надо также успеть подготовить всю конкурсную документацию об организации–инноваторе, выписки из единого государственного реестра, учредительные документы и всю иную сопутствующую информацию. Кто успеет изложить лучшую идею в такой срок с подробным описанием метода борьбы с сосульками, тот получит приз. Премия также будет выдана очень быстро – за 10 дней. Первая премия составит 1 миллион рублей. Вторая – 700 тысяч рублей, третья – 300 тысяч. Если лучшего проекта не найдется, конкурс будет признан не состоявшимся. А оценивать идеи будет комиссия, возглавляемая вице-губернатором – руководителем администрации Смольного Михаилом Осеевским.
Такая спешка в принятии решений обусловлена, скорее всего, тем, что до зимнего сезона остались считанные месяцы, несмотря на царящую в городе ужасную жару. А за полгода ученые так и не смогли собраться и «родить» предложения по использованию новых технологий.
Минувшая зима нанесла урон 8,5 тысячам петербургских зданий — кровли на них были повреждены. Помещения, расположенные на последних, а иногда и на предпоследних этажах, пострадали настолько, что простым косметическим ремонтом ситуацию уже не исправить. Во многих квартирах рушились куски потолка, приходили в негодность осветительные приборы, мебель, книги, ковры, одежда утопали и портились. К июлю из всего объема пострадавших кровель было отремонтировано чуть больше четверти, хотя к октябрю обещали залатать все поврежденное. Частично работы выполняются за счет средств капитального ремонта по линии фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - заложенных в бюджет денег хватило на ремонт лишь 240 крыш. Еще были выделены субсидии на сумму 550 миллионов рублей. Однако ежегодно тратить такие деньги на ликвидацию последствий борьбы со стихией город не намерен. Поэтому и предложил ученым и инноваторам выступить с инициативами.
Первым, кто решил забыть про старый добрый лом, была губернатор города Валентина Матвиенко. Не выдержав накала страстей в зимний период, она еще в феврале на заседании правительства заявила: «Сбивать сосульки ломом – это каменный век. Особенно, когда вовсю идут разговоры о нанотехнологиях. Надо найти другой способ. Лазером, горячим паром срезать, еще какие методы. Надо собрать научно-технический совет и посовещаться. Если ученые разведут руками и скажут – только ломом, тогда да». В ответ на это указание выступил глава Петроградского района Алексей Делюкин, который сообщил, что уже давно разработали электроимпульс, который пускается по периметру крыши. Хотя это дорого и кровля все равно повреждается. «А так, на кнопочку нажал - и все», - поведал Делюкин.
Специалисты тут же разъяснили – лазером в этой ситуации не поможешь. Это и дорого, и опасно, и побочные эффекты имеются. У лазера есть неприятный эффект - его блики. Если отраженный от сосульки луч попадет в глаз человеку, то можно и ослепнуть. К тому же лазером могут работать только специально обученные профессионалы, и оборудование будет стоить слишком дорого.
До ума идею довел изобретатель из народа. Главный инженер Центра российских изобретений ЭРИ в Красноярске. Инноватор Вадим Наливкин, известный в родном городе как автор самоотжимающейся “чудо-швабры”, собрал свою лазерную установку против сосулек из обычного фонарика и лазера из старого дисковода DVD-RW . “Себестоимость такой штуковины – не больше 2 тысяч рублей, - говорит изобретатель, - а мощность на удивление велика. Я сам пробовал сбивать им сосульки у себя во дворе”. Для единомышленников, кстати, “Кулибин” разместил подробное видеоруководство по сбору “ручного лазера” на сайте ЭРИ.
Борьбу с сосульками обсуждали и на местах. В Центральном районе предлагалось укладывать на крышах греющие кабели, покрывать кровлю водоотталкивающими красками или лаком, напылять на кровельное железо «жидкую резину», а также уделять внимание теплоизоляции чердаков.
Однако симпатии представителей управляющих компаний (ЖКС №№ 1,2 и 3) завоевало изобретение президента общественного фонда «Охта» Александра Пелевина, который предложил в местах скопления воды установить воронки, которые будут соединены со стояками канализации. «Вода будет стекать в канализацию, крыша останется сухой, и на ней не появится наледь, а тепло от канализационного стояка будет обогревать воронку, чтоб снег не смерзся», - пояснил Пелевин.
Пока губернатор предлагала, а ученые обсуждали, в городе подсчитывали миллионные убытки от снега, сосулек и сопутствующих неприятностей. Уже к концу февраля падающими с крыш сосульками было повреждено более 700 метров контактной сети, 311 переходов и 300 светильников. Из-за этого ГУП «Ленсвет» понес ущерб в 11,5 миллионов рублей. Схожие проблемы были и у ООО «Петербурггаз». Потери частных магазинов, кафе и ресторанов в результате действий коммунальщиков измеряются десятками тысяч рублей на каждого. Доходы рекламных агентств, изготавливающих такие конструкции, в январе и феврале выросли на 10-15% - к ним обращались представителей компаний, которым повредили вывески.
Когда из-за протечек пострадало несколько десятков памятников, не выдержала глава КГИОП Вера Дементьева, заявив: «Чтобы крыша не протекала, с нее надо просто сбрасывать снег после каждого снегопада. - Тогда не будет образовываться и наледь. Пора понять, что сосульки — это не объективная реальность, а результат отсутствия деятельности».
Cпециалисты не устают твердить - нужно прокладывать утеплители в чердачных помещениях, чтобы крыши не грелись от труб. Но это, видимо, слишком просто – сосульки все равно должны появляться. Для этого с ними и борются.
Александра Медведева,
"Фонтанка.ру"