Новая волна гаражных войн охватывает город. Практически одновременно начался снос гаражных кооперативов в Приморском и Выборгском районах - инвесторы освобождают площадки под строительство. Владельцы гаражей, пытаясь отстоять свое имущество, проигрывают суды за судами. Общественные организации разводят руками и заявляют, что необходим закон, защищающий их права. Однако депутаты обсуждать эту тему не спешат.
В Приморском районе в эти дни сносят сразу два гаражных кооператива, расположенных на Ситцевой улице. Инвестор, компания «Скит на Ситцевой», намеревается построить на их месте многоэтажные паркинги. Владельцев гаражей поставили перед фактом - освободить занимаемую территорию до 1 августа. После этого, как заявляет исполнитель проекта, некое ООО «ГрадИнвестСтрой», «посторонние лица на территорию гаражных кооперативов допускаться не будут».
Никаких постановлений суда владельцам гаражей не вручали. Исполнительных листов они тоже не видели - они находятся на руках у руководства «ГрадИнвестСтроя». «Мы потребовали, чтоб с нами обращались так, как это принято - возбуждается исполнительное производство, приходят судебные приставы, вручают предписания. А нам ответили — мы вас и сами выселим», - рассказывают гаражники. Сейчас, хотя до объявленного срока остается еще две недели, на территории кооператива уже установлен шлагбаум и будка охраны. Исполнитель приступил к подготовке участка для будущего строительства. Никакой компенсации владельцам гаражей не предлагают.
«КУГИ расторг с нами договор аренды в одностороннем порядке, - рассказывает председатель ГК «Дальняя» Александр Горянышев. - И с 1 октября 2008 года наш участок передали в аренду ООО «Скит» для строительства паркинга. Мы пытались судиться, но суд проиграли». Точно по такой же схеме развивались и события в соседнем кооперативе «Куйбышевец» - занимаемая им земля была отдана все тому же «Скиту». Сейчас владельцы гаражей пытаются опротестовать решение суда, но надежда на успех невелика — по закону договор аренды может быть расторгнут в одностороннем порядке.
В Выборгском районе, недалеко от Осиновой рощи, на прошедшей неделе было уничтожено 430 гаражей, принадлежавших ГК «Автолюбитель». Они мешали новому строительству - о компенсации при освобождении территории речи тоже не шло. «Гаражный кооператив расположен на земле, принадлежащей Министерству обороны. А в Осиновой роще сейчас строятся дома для военнослужащих, поэтому гаражи пришлось снести, чтобы проложить коммуникации. Договор аренды у владельцев не оформлен, и их предупреждали, что придется землю освободить», - пояснили в пресс-службе администрации Выборгского района. И поспешно добавили: «Но наш район к этому никакого отношения не имеет!».
В изложении членов правления «Автолюбителя» история выглядит иначе. «Нам предоставили участок площадью около четырех гектаров еще в 1975 году. Был сделан землеотвод — специально для нашего кооперативного гаража. Но потом, когда произошли всякие события, изменились формы собственности, мы попытались оформить землю. Только процесс растянулся. Сейчас ведем переписку с КУГИ, чтобы нам позволили оставить за собой хотя бы ту часть, которую еще не тронули». После массового сноса за кооперативом остался участок площадью около гектара и два десятка не затронутых гаражей. «Теперь нам предстоит все переносить на оставшуюся землю и восстанавливать постройки», - разводят руками в кооперативе. Поскольку земля у «Автолюбителя» изымалась для государственных нужд, то оспаривать действия властей в этом случае гаражники даже не пытаются.
О том, что ситуация вокруг гаражей обострится в самое ближайшее время, было известно еще в мае. Так, на круглом столе, организованном депутатом петербургского ЗакСа Игорем Риммером, обсуждалась возможность защиты прав гаражников. Как уверял во время этого мероприятия заместитель председателя КУГИ Дмитрий Куракин, Смольный отнюдь не заинтересован в заполнении машинами ближайших газонов и тротуаров. Но при этом, если найдётся инвестор, готовый на месте гаражей построить современный паркинг или подземную стоянку, то земля будет передана ему. А гаражники, по мнению чиновников, вполне могут использовать созданные места для хранения своих автомобилей.
Правда, как пояснил «Фонтанке» председатель Санкт-Петербургского регионального отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов, рассчитывать на то, что владельцы гаражей массово начнут пользоваться услугами паркингов, не приходится. «Выкупить в собственность место в паркинге обойдется примерно в полмиллиона рублей, и еще около пяти тысяч в месяц будет стоить его обслуживание, - сообщил он. - В то время как содержание гаража составляет примерно 5-7 тысяч рублей в год. Разумеется, многим автолюбителям пользоваться предлагаемыми им услугами просто не по карману». «Но, к сожалению, реальность такова, что права владельцев гаражей пока защитить невозможно», - констатирует он.
По мнению депутата ЗакСа Олега Нилова, необходимо срочно принять закон, обеспечивающий защиту прав владельцев гаражей. Должен быть разработан механизм, предусматривающий выделение владельцам коллективных автостоянок равноценного места в паркинге или многоэтажном гараже в черте того же муниципального образования. А в случае невозможности сделать это - выплату компенсации в размере рыночной стоимости бокса, считает он.
«Мы давно подготовили этот законопроект и несколько раз пытались вынести его на заседание ЗакСобрания, - рассказал он корреспонденту «Фонтанки».- Однако нам каждый раз объясняли, что эта проблема для Петербурга несущественна и затрагивает интересы очень небольшой группы населения, поэтому обсуждать ее в срочном порядке нет никакой необходимости». Депутат намерен вернуться к обсуждению этого вопроса на первом же сентябрьском заседании ЗакСа. «Но если не будет поддержки общественности, которая докажет, что проблема действительно важна для города, то не получится ровным счетом ничего. Парламентская оппозиция опять окажется в меньшинстве», - предсказывает он.
Справка:
Всего в Петербурге около 180 тысяч владельцев гаражей. На сегодняшний день город имеет 20 тысяч договоров аренды земли, из которых три четверти - краткосрочные. Продлевать их в КУГИ будут лишь в том случае, если иных мест для хранения личных авто в непосредственной близости от существующих боксов не будет. По прогнозам председателя профильной комиссии ЗакСа по транспортному комплексу Игоря Риммера, летом этой собственности могут лишиться как минимум 6 тыс. членов гаражно-строительных кооперативов (ГСК).
Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"