Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Эксперты По музеям с Ольгой Лузиной: Беспокойной вам ночи! (фото)

По музеям с Ольгой Лузиной: Беспокойной вам ночи! (фото)

480

В Петербурге прошла «Ночь музеев». Около 50 музеев, галерей и библиотек открыли свои двери для вечерних и ночных посетителей. Вместе с десятками тысяч жаждущих приобщиться к культуре ваш обозреватель совершила заезд и забег по ночному Петербургу.

Мода на ночное гуляние по музеям пришла в Россию из Европы, и с каждым годом всё больше городов присоединяется к проекту. Однако это не значит, что везде «ночь» проходит одинаково, и Петербург, где акция состоялась в третий раз, собрав десятки тысяч участников, довольно далеко отошел от европейских принципов. Первый и главный принцип – бесплатность культурных мероприятий, его в полной мере применяет Москва, но местные организаторы придумали «единый билет» стоимостью 250 рублей, по которому можно попасть во все точки акции. За это дали возможность бесплатно ездить между музеями на автобусах по шести маршрутам. Вроде бы всё правильно: и музеи далеко друг от друга, и сумма не такая уж большая. Другой момент – ограничение по времени: в Европе (и в Москве) музеи открыты с 18-19-ти до 2 часов ночи (а то и до полуночи). Петербург замахнулся на всю ночь до открытия метро, до 6 утра. Причина понятна: разводят мосты, в 2 часа ночи невозможно переправиться через Неву – лучше уж пойти в какой-то еще музей, чтобы не ждать утра, да и как же не воспользоваться белыми ночами?

На деле же небесплатность билета изменила отношение к акции: из благодарных получателей подарка люди превратились в требовательных покупателей, и внимание к организационным промахам многократно возросло. А их было немало. Например, на билете напечатано 15 маленьких купонов, которые оторвать невозможно, нужно отрезать, а это требует времени и сотрудников с ножницами. Кроме того, видя купоны и рассчитывая на 12 часов акции, многие люди начали гоняться не столько за качеством, сколько за количеством музеев: в той же Москве, судя по форумам, мало кто стремился попасть больше, чем в три места, а в Петербурге, кажется, есть спринтеры, успевшие побывать в двенадцати точках.

Выставка к юбилею Победы в Музее городской скульптуры



Ваш преданный обозреватель за ночь побывала в семи музеях, спасаясь магическим словом «журналист» и не переставая удивляться терпению людей в пробках и очередях: за билетами, в музеи, на автобусы, в туалеты. Интересно попасть не на завязку, когда всё еще чинно и благородно, а на кульминацию – и я начала свое путешествие в полночь. Первым был Музей городской скульптуры, где игра с заданиями про архитектора Тома де Томона уже стартовала, звучали военные песни, а во дворе угощали кашей из полевой кухни и «наркомовской» водкой. Начинать путешествие со стакана не хотелось, и я пробежалась по выставке моделей скульптур ко Дню Победы на втором этаже, а затем на общественном транспорте отправилась в Музей Анны Ахматовой.

Внутренний двор Шереметевского дворца



Внутренний двор Шереметевского дворца оказался лучшим местом ночи: разгуляй-песни из советского прошлого, чтения стихов, фильм про Бродского, буфет с бутербродами и пирожками и расслабленная толпа, пляшущая и сидящая на траве при свете плошек с огнем. Со двора во дворец не пустили, и я еще отметила высокомерие охранников, которое стало понятным, когда около ворот на Фонтанке неожиданно обнаружилась очередь из сотен людей. Благодаря журналистскому удостоверению мне удалось в обход очереди попасть во дворец и увидеть то, чего очередь так вожделела: сценку из «Недоросля» Фонвизина, разыгранную любительским театром «Не-Кабуки», трио вокалистка-пианистка-виолончелистка и обычные экскурсии.

Театр "Не-Кабуки" в Музее Ахматовой



С автобусами всё оказалось непросто. По сравнению с прошлым годом их стало больше, но ведь разведенные мосты тоже никуда не делись, и мало кто сумел посмотреть что-то в центре и уехать на Васильевский и Петроградку, чтобы там спокойно ходить по местным выставкам. Ночью у Исаакия стояли пустые автобусы маршрутов, следующих через Неву, и пошли они только в 5 часов (Дворцовый мост свели в 4.55), когда смотреть было уже нечего. А в автобусах, идущих по центру, была невиданная давка. «Заранее выберите, в какой части города вы хотите провести музейную ночь!» – написали на сайте организаторы, снимая с себя всякую ответственность за претензии к транспорту.

Вокально-инструментальное трио в Музее Ахматовой



До Музея Суворова я доехала с приключениями: автобусы были из торгового центра «Мега», и водители, видимо, оттуда же, с соответствующим знанием города. В моем случае водитель просто пропустил поворот с Литейного на Кирочную и потом выруливал наудачу. Музей встретил меня интерактивным представлением с участием Екатерины II, самого Суворова и новобранцев из посетителей, которые путали команды «налево» и «кругом».

Интерактивная программа в Музее Суворова



Двадцать минут пешком – и я у Музея воды, с горами бутылок на остановке и длиннющим хвостом очереди ко входу. Удалось проскочить, когда я пообещала написать о них в статье. И что же? Ни о каких анонсированных чудесных опытах с соленой водой речи уже не шло, распорядитель на входе сказала, что всё закончилось в начале вечера: «А теперь видите, что тут творится?» Теперь сотрудники в поте лица формировали группы, которые затем бесцельно бродили по этажам водонапорной башни, разглядывая экспонаты и фотографируясь.

Очередь в вестибюле Музея воды



«Единость» билета оказалась мнимой. «Мир воды» по единому билету пускал только в башню, при этом активно зазывая посетителей на интерактивное действо «Подземный мир Петербурга», заявленное в буклете «Ночи музеев» без указания, что акция на него не распространяется (билет в «подземный мир» стоил 200 рублей). В Исаакиевском соборе, центральном музее акции, от которого отправлялись все автобусные маршруты, требовались собственные билеты со штрих-кодом, чтобы пройти через турникеты. Петропавловская крепость открыла по единому билету только часть экспозиций, при этом по опыту прошлого года, когда в Петропавловку пришло 5 тысяч человек, было нетрудно предположить длинные очереди на «бесплатные» выставки и море возмущения по поводу так называемых «параллельных». Организаторы «Ночи музеев» говорят, что музеи имеют право открыть по билету лишь часть экспозиции, вот только перед событием ни на сайте artnight.ru, ни в буклете акции это не было написано. Обнаружилась и встречная проблема: Библиотека Лермонтова не музей, и своих билетов там не предусмотрено, поэтому без «единого» на выставку не пускали.

На остановке еле влезла в автобус: половина людей вышла у лофта «Этажи», остальные поехали к Исаакию. В «Этажах» на входе обнаружился диджей, но дальше были глухо забитые народом лестницы, где одни ждали, когда их пустят наверх, а другие – вниз. Никаких следов заявленной программы, кроме обломков картонной ракеты, которую делали вечером, только алкогольное желе по 70 рублей.

Во дворе лофт-проекта "Этажи"



Зато наслушалась красочных рассказов от жертв тяги к культуре в ночное время суток. Уже с 20 часов в «Мир воды» стояла очередь, в Музее артиллерии желающие посмотреть на реконструкции боев висели на ограде и плечах друзей, в Планетарии с вечера и всю ночь стоял громадный хвост в шестьсот-семьсот человек (как выяснилось позже, в пять утра сотрудники запустили последних счастливчиков и закрыли двери перед носом остальных, отстоявших два-три часа). В Музее Суворова фейерверк, намеченный на 22.35, задержали на полчаса, в результате те, кто хотел успеть на метро, ушли не дождавшись, а исторический бивак перед входом в музей разобрали уже в 23 часа вместо заявленных 4-х утра.

Почему бы музеям не рассчитать количество билетов, которые они смогут «отоварить»? Почему не составить график движения автобусов, дабы не ждать по 40 минут? А лучше всего было бы поставить на транспортном узле акции пару организаторов с мобильниками, которые могли бы сообщать свежую информацию об очередях в музеи и направлять людей в более свободные места. Также не мешало бы указать точное время событий в музеях (как сделано, замечу, в той же Москве): ночью почти нигде уже ничего не происходило, разве что страшно уставшие сотрудники в сотый раз рассказывали об экспозиции. На них, бедных, и обрушилась главная работа по обеспечению акции, уже не говоря о том, что в залы нередко попадали не благонравные культурпотребители, а нетрезвые граждане, жаждавшие тусовки и развлечений.

В малом зале Манежа



Прождав полчаса, села в автобус и доехала до малого зала Манежа. Перечисление тридцати интересных арт-имен города, данное в буклете, реализовалось в два зальчика киноплакатов, обширная видеопрограмма оказалась трансляцией в уголке лестницы, мультфильмы Диснея шли по телевизору, разве что кинотрейлеры 50-80-х годов смотрелись необычно на сводчатых потолках первого этажа. Было уже начало шестого: появился шанс попасть за Неву. Вернулась к Исаакию, и по пути к Музею артиллерии застала роскошный рассвет над Дворцовой площадью. Это была, очевидно, награда за беспокойную ночь. И правда – в Музей артиллерии я уже не прошла, а когда поинтересовалась у сотрудников музея, не нужно ли им, чтобы журналистка бегом посмотрела экспозицию и упомянула о них в статье, они с прямотой смертельно измученных людей ответили мне: «Нет». Их было жалко, мечущиеся толпы полуночных зрителей – тоже; ведь вроде не военное время у нас, а в который раз одни из последних сил штурмуют, другие с трудом держат оборону.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

Фото автора

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях