Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Эдвард Радзинский: «С выстрела в задницу пошли часы революции»

Эдвард Радзинский: «С выстрела в задницу пошли часы революции»

1 445
Михаил Садчиков-младший

Историк Эдвард Радзинский в апреле этого года провел свое последнее выступление в Петербурге. Он заявляет, что в дальнейшем намерен целиком посвятить себя литературному труду. В работе - сразу три романа, а также продолжение исторических биографий. Об этом заявил Эдвард Станиславович, отвечая на вопросы посетителей нашей газеты.

Историк Эдвард Радзинский в апреле этого года провел свое последнее выступление в Петербурге. Он заявляет, что в дальнейшем намерен целиком посвятить себя литературному труду. В работе - сразу три романа, а также продолжение исторических биографий. Об этом заявил Эдвард Станиславович, отвечая на вопросы посетителей нашей газеты.

Попов Владислав: «Уважаемый Эдвард Станиславович! Уже после того, как мы с женой побывали на Вашем вечере в Филармонии, мы узнали, что это Ваше последнее выступление в Петербурге. Находясь под большим впечатлением от вечера, мы до сих пор не можем поверить, что это правда. И что же заставляет принять Вас такое решение? Мы продолжаем считать, что Вы его измените!

И какое у Вас самого осталось ощущение после «последнего» выступления в Санкт-Петербурге? Кстати, а каким было Ваше первое выступление в городе на Неве, не припомните?»
- Первое выступление было также в Большом зале Филармонии. В этом воистину имперском колонном зале, дивной красоты, где так удивительно звучат стихи, я рассказывал о гибели поэтов в России - о творческой гибели Юрия Олеши, Сергея Городецкого и гибели физической Осипа Мандельштама, Хлебникова, Блока, Есенина, Клюева и Маяковского. Этот вечер снимали для телевидения, но по разным причинам отснятым его увидел только я. Но, отсматривая материал, я радовался тонкости восприятия петербургского зрителя.
Что касается последнего выступления, мне очень жаль, что многие желающие не попали на это выступление, не помогли даже сотни входных билетов… Это обстоятельство, конечно, заставляет жалеть о принятом решении, но сейчас оно неизменно.
Будущий историк: «Уважаемый Эдвард Станиславович! Можете привести пример самого смешного исторического несоответствия, найденного Вами за долгие годы работы? Например, в учебниках истории написано, что событие происходило так-то и так-то, а на самом деле было всё совсем по-другому, что подтверждается историческими документами».
- Список будет слишком длинен. Приведу лишь один пример, о котором я рассказывал на вечере – это знаменитый выстрел Веры Засулич в петербуржского градоначальника Трепова. Об этом выстреле впоследствии патетически писалось, «что с этого выстрела и пошли часы революции». Но в протоколе было отмечено, что пуля Засулич «попала в область таза градоначальника» Так что патетическая фраза должна была звучать честнее и точнее: «С этого выстрела в задницу и пошли часы революции».
Слава: «Как Вы относитесь к такому понятию как "ура-патриотизм"? Когда вдруг вся Россия становится одним целым и начинает болеть за наших в футболе, хоккее, на конкурсе «Евровидение», радоваться праздникам, различным победам… Хорошо это, или все-таки это суетное, напускное?»
- Я бы предпочел, чтобы вся Россия «одним целым» болела против стыдного положения своих нищих стариков, чтобы вся Россия одним целым переживала убийство священника - служителя Бога.
А вся Россия, кровно переживающая так или не так пнул мяч любимый спортсмен – не мое. Но во всем мире произошла всеобщая демократическая революция: и толпа определяет вкус времени, а место Вольтера заняли Гарри Поттер и страсти по кожаному мячу.
Что касается истинного патриотизма, советую чаще вспоминать слова нашего великого философа: «Я не научился любить мою страну с запертыми устами, закрытыми глазами и преклоненной головой».
Андрей: «Добрый день! Вы много занимались изучением проблемы терроризма в истории России. Что можете сказать о нынешней вспышке террористических актов, и о том, как предотвратить дальнейшее безумие. Или же терроризм нужно воспринимать как неизлечимую болезнь нашего времени?»
- Это слишком большая тема. О терроре, о тщетной войне с террором Александра II, я подробно рассказывал на вечере и в книге-биографии этого последнего великого царя. И если вы не были на вечере (повторюсь, я очень сожалею, что зал оказался мал для желающих), то книгу вы сможете прочитать.
Дмитрий: «Постоянно муссируются разговоры о том, что нужно захоронить Ленина, мол, нехорошо, что тело не предано земле. Но ведь его могут раскопать, осквернить... Вы «за»? Или «против»?
- Превращать тело неистового атеиста Ульянова в нетленные мощи, и мавзолей – в верховный храм большевистской религии - это могло прийти в голову только вчерашнему ученику духовной семинарии.
Конечно, можно продолжать упорствовать в сохранении этой египетской пирамиды на главной площади страны в 21 веке – этого трагифарса нашего времени… Впрочем, наше время богато на трагифарсы!
Мы поем гимн, который три раза переделывал один и тот же человек. Сначала Сталина заменил на партию, потом убрал партию и вспомнил про Бога. И не зря мы поём этот переделанный гимн на старую мелодию. Они у нас в душе, все три понятия - и партия, и Сталин, и Бог. А в головах у нас - мешанина от много раз переписанной истории. Придумывается праздник 4 ноября. Но что празднуем? Конец смуты? Но Смутное время закончилось не новой идеей, а той же самой - идеей самодержавного московского царства. Выбирают в цари не князя Пожарского, который освободил страну, а юношу, у которого нет никаких достижений, кроме одного - принадлежности к угаснувшей династии. Русь родила прежнего ребенка - обанкротившееся самодержавие московских царей и крепостное рабство. Урок истории был не понят! И потому, как я говорил на недавнем вечере, в 17 веке таится 17-й год, а в Ипатьевском монастыре, где предлагают корону Михаилу Романову, притаилась тень Ипатьевского дома.
Эстет: «Эдвард Станиславович! Что же это такое - фашизм? Катынь - это "МЫ"? Сталин может прийти в Петербург?»
- Катынь – чудовищное преступление, расстрел безоружных военнопленных. Но для сталинского режима – лишь одно из многих. И столько таких жутких могил массовых убийств разбросано по земле нашей родины. Это тот самый пепел Клааса, который должен стучать в наши сердца, и который мы не имеем права переставать слышать, «чтобы Сталин не пришел в Петербург».
Эстет: «Некоторые считают, что при Сталине был порядок, несмотря на всю его жестокость, а сейчас порядка нет. Как лучше действовать: методом Сталина или методом современных властей? А ещё считают, что царская Россия ничего стране не дала, и жили плохо. А как Вы полагаете?»
- В царской России было самодержавие, которое мешало развитию общества и поэтому произошла революция.
И началась эта революция не в 1905-м и 1917-м, а началась она еще в середине XIX столетия. Вот почему не самый проницательный иностранец маркиз де Кюстин разглядел будущую революцию еще при Николае I. Александр II это понял и решил повернуть страну к Конституции, к парламентаризму… Но погиб накануне Конституции. После чего Александр III и Победоносцев повернули страну вспять - к железному самодержавию Николая Первого. В результате произошла революция. Но вырвалась она из крови двух войн. Потому и получилась такой азиатски кровавой.
Что же касается Сталина, при нем был тот самый порядок, о котором мечтают бесы в романе Достоевского «Бесы». При нем было равенство в рабстве, в подчинении. И осуществленная мечта бесов – «все следят за всеми и доносят на всех». Что же касается популярности Сталина… Это не любовь к Сталину. Это нелюбовь к жизни, которой живут сейчас люди.
Михаил Садчиков, Фонтанка. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях