Неделя посвящена в основном фотографии и различным графическим техникам: Магритт и петербургские фотомастера, граверы-традиционалисты и художники, работающие в технике монотипии – печати краской.
Сейчас вылетит птичка
С 30 марта в Музее Достоевского показывают фотографии знаменитого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Снимки были сделаны художником в 1928-1955 годах, на них запечатлены он сам, жена Жоржетт, близкие, друзья и всякие обыденные вещи. Магритт верен своим фирменным метафорам и поэтическому подтексту. По композиции фотографии нередко близки картинам Магритта: царит таинственная атмосфера, изображения складываются в визуальные ребусы.
Например, «Любовь» 1928 года повторяет схему полотна «Попытка невозможного», где художник рисует модель, не будучи отделенным от нее рамой: столкновение реального пространства и пространства картины отсылает не только к мифу о Пигмалионе, но и к типично сюрреалистической фантазии о возможности оживить образ взмахом кисти. Тема соответствия восприятия реальному миру отражена и в названии выставки – «Верность изображений».
Ради всего похожего
С 30 марта Союз художников приглашает ознакомиться с работами художников, собравшихся под знаменем «полиреализма»: словечко придумали, чтобы объединить различные версии реализма – от сухого академизма до бодрой имитации авангарда. В объединение «Полиреализм XXI» входят 40 авторов: это значительная часть петербургской художественной школы, известной приверженностью романтико-реалистическим тенденциям.
В живописи и графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре и фотографии художники дружно утверждают предметность и фигуративность, но при этом видят свою задачу в поиске острого формального решения и ритмической игре элементов композиции. На выставке посадят мерзнуть обнаженных моделей, а художники будут их писать с натуры – всё во имя торжества реализма.
Этнографические фантазии
Также 30 марта в Союзе художников открывается выставка петербургского художника Юрия Васильева, реалиста со стажем и умелого стилиста, который много путешествовал по России, Европе и Азии и отовсюду привозил акварельные пейзажи, затем переводя их в живопись.
Средиземноморье легко узнать по особой солнечной вибрации, напоминающей о Брюллове и Сильвестре Щедрине, а норвежские фьорды – по обилию каменистых гряд и сдержанному колориту. Работы Васильева полны местных примет и упирают на национальный характер пейзажей и сцен с людьми, которые вдобавок одеты в народные костюмы.
Выстрелы из фоторужья
Со 2 апреля в галерее «Формула» (лофт-проект «Этажи») показывают работы новейших петербургских фотографов: Дмитрия Провоторова, Кирилла Бугаева, Анны Осеевой, Александра Китаева и ряда других. Название выставки «Билингва» указывает на то, что произведения как бы способны говорить на разных языках, то есть их можно воспринимать как фотографию и как живопись, продукт серийного производства и единичный шедевр, трэш или драгоценность. Центральным мотивом является человеческое тело, но путем всяких технических ухищрений (обработка негатива, печать, тонирование, состаривание) оно остраняется, превращается в многозначный и загадочный объект. Иногда в классическую статую, а иногда и в горшок из натюрморта.
Графическое ассорти
В малом зале Манежа с 3 апреля демонстрируют свои работы художники студии «Арт-Крафт», восемь мастеров печатной графики. От классического офорта на металле до гравюры на картоне и монотипии – авторы опираются на многовековую традицию и в то же время ищут новые манеры и приемы.
Цифровые технологии не могут соперничать с трудоемким и капризным эстампом по простой причине: в компьютере нет места случайному жесту. Название выставки – «Весеннее обострение», но понимать его следует не в медицинском аспекте, а как указание на основной инструмент художника-графика – острую гравировальную иглу.
Искусство случая
3 апреля в галерее «StArt Академия» открывается V Международный фестиваль монотипии, печатной техники, в рамках которой некую основу покрывают краской, а потом делают отпечаток. Получается уникальная вещь, «единственный отпечаток» (mono-typos), похожий то на офорт, то на акварель.
Открыла монотипию сто лет назад художница Елизавета Кругликова – делала офорты и случайно ляпнула краской по печатной доске. В рамках фестиваля будет показана выставка ее работ. А сам фестиваль посвящен Уильяму Блейку, английскому художнику и поэту, мастеру визионерских фантазий и аллегорий. Обещают более 50 участников из разных стран, концерты и вечера поэзии, мастер-классы художников-монотипистов, искусствоведческую конференцию, посвященную Блейку, и даже поэтический конкурс.
Скульптурный шаманизм
В Эрмитаже вплоть до 4 апреля последние деньки работает выставка скульптуры, графики и ювелирных изделий Даши Намдакова, современного бурятского художника. Фантастический мир кочевников, степных дев, тотемных животных и мифологических существ соткан из смешения множества культурных традиций – от скифо-сарматского «звериного стиля» до европейской готики, от пластики первобытной эпохи до японской гравюры. Отточенный профессионализм, подробность отделки вещей, необычные образы. Увлекает и то обстоятельство, что для художника творчество – аналог шаманской практики.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»