Конституционный суд России дал официальный ответ на заявление Координационного совета председателей ряда российских профсоюзов. В январе 2010 года они выразили несогласие с решениями КС, касающимися увольнений профлидера за дисциплинарные проступки.
Как сообщает пресс-служба КС, письмо восьми профлидеров, представляющих интересы горняков, докеров, железнодорожников и других общественных объединений граждан, содержало недовольство двумя определениями суда от 17 декабря 2007 года № 1060-О-П и от 03 ноября 2009 года №1369-0-П, которые предоставляют работодателям возможность не согласовывать с профсоюзами увольнение за дисциплинарные проступки выборного профлидера. По мнению профсоюзов, такая позиция ущемляет их интересы, ограничивает права и свободы.
Несмотря на то, что заявление профсоюзов – это не официальная жалоба, а уже принятые по данному вопросу решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат, суд дал профсоюзным лидерам подробный ответ с разъяснением своей позиции.
Как прокомментировала Алия Нуртдинова - начальник управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты КС РФ, “определения Конституционного суда последовательно развивают правовую позицию, высказанную им еще в 2002 году в Постановлении № 3-П. Эти решения признают недействительными положения п. 1 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса. Необходимые поправки в закон правительство РФ в начале февраля 2010 г. внесло в Госдуму”.
“Согласно действовавшим нормам, не исполняющего свои трудовые обязанности профлидера нельзя было привлечь к дисциплинарной ответственности, а уже имеющего дисциплинарные взыскания нельзя было уволить без согласия профсоюза. При этом профсоюз даже не обязан был мотивировать свой отказ давать согласие на увольнение. Наложив свое «вето», он просто подменял собой работодателя. Конституционный суд восстановил баланс прав работодателей и профсоюзов”, - подчеркивается в комментарии.
Фактически профлидеры имели особый правовой статус и значительные привилегии в отличие от рядовых членов профсоюза и других работников. Они могли рассчитывать на «иммунитет», защиту от увольнения даже при неоднократном совершении дисциплинарных проступков.
Если же выборный профсоюзный работник полагает, что его увольнение - это дискриминация в связи с профсоюзной деятельностью, он вправе прибегнуть к судебной защите. Профсоюз может оказать ему содействие в формулировании требований, сборе доказательств и даже выступить от его имени при обращении в суд (ст. 391 ТК).