Главный манок этой новинки кинопроката – Мэл Гибсон в главной роли. Да еще какой роли! Мститель-полицейский с полной обоймой нерасстрелянных патронов. Впрочем, зрителям «Возмездия» («The Edge of Darkness») придется смириться с тем, что сегодняшний Гибсон стреляет не очень часто и не очень интересно.
Последний раз большую роль Мэл Гибсон сыграл без малого семь лет назад – в «Знаках» Найта Шьямалана. В перегруженном метафорами фильме претенциозного индийца Гибсону достался герой-символ: отец семейства, оплот американского государства. Белый англосакс протестантского вероисповедания – с кукурузным полем с одной стороны и экзистенциальными неувязками с другой. Грузом беспокойного внутреннего мира он и обрушивался на прилетевших враждебных инопланетян – лопата в мозолистых руках сверкала лишь для пущей наглядности. Отличная была роль, но не то чтобы очень гибсоновская.
Потому что Гибсон для кино – это, прежде всего, суровый мститель за баранкой автомобиля («Безумный Макс»), бесстрашный хохмач («Смертельное оружие»), патриархальный шовинист с пистолетом. Собственно «Возмездие» и было задумано самим Гибсоном как возвращение героя-громовержца со стволом одесную и полицейской бляхой ошую. Возвращение тем более долгожданное и чаемое, что последние годы о лицедейских навыках австралийца напоминали разве что внеочередные скандальные новости из Беверли-Хиллз. То к женщине с неприличным предложением пристанет (а та при исполнении), то рядовых телезрителей бытовым антисемитизмом шокирует (в рамках рекламной кампании «Страстей Христовых», естественно).
Материал «Возмездия», в общем, располагал к настоящему камбеку: жесткому, внятному, мощному. В духе последних продолжений «Рокки» и «Рэмбо», которые устроил себе Сильвестр Сталлоне. Двадцать пять лет назад британский мини-сериал «The Edge of Darkness», снятый Мартином Кэмпбеллом (он же стал режиссером нового фильма), оказался если не откровением, то безусловной вехой в развитии жанра. Так политические детективы до сих пор не снимали. Сценарист с режиссером поднимали актуальнейшие на тот момент темы: ядерная энергетика, гонка вооружений, холодная война, экологическая безопасность, консерваторы у власти... Об этом и многом другом они говорили языком нью-эйджеров. Сюжет фильма состоял не только в том, что несчастный полицейский Крейвен (в блестящем исполнении Боба Пека) мстил за погибшую активистку-дочь и по ходу раскрывал правительственный заговор, обнажая перед зрителем приемы большой политической игры. Кроме всего прочего, в течение шести серий Крейвен подолгу разговаривал с призраком дочери, выясняя, что совсем не знал собственного ребенка, и постепенно превращался в... дерево (по сценарию великого Троя Кеннеди-Мартина именно этой окончательной метаморфозой должен был закончиться фильм).
Предметом повествования, таким образом, становился не сам факт мести за родную кровь, а скорее мрачные мысли о будущем зеленой планеты, скорбный плач о мире, умирающем под натиском голых обезьян. Эта патетика легко читалась в названии: «Edge of Darkness» значит «На краю тьмы». Джеймс Кэмерон наверняка почерпнул из этой давней работы канала BBC несколько полезных экологических мотивов для своего «Аватара». А если без шуток, то сериал «Возмездие» до сих пор считается едва ли не лучшей работой британского телевидения. Это, прямо скажем, дорогого стоит.
Что же сделал режиссер Мартин Кэмпбелл в ремейке? Во-первых, решительно перенес место действия в Бостон, на восточное побережье США. Так что второй по значимости герой фильма церэушник Джедберг был вынужден перековаться в британского спецагента. Во-вторых, столь же решительно режиссер вырезал из старого сценария все сколько-нибудь живые, трогательные эпизоды: от попоек с разведчиками до душераздирающей сцены знакомства отца с найденным у постели убитой дочери вибратором. В-третьих, и это уже действительно смешно, имя главного героя отчего-то сменили с Ронни на Томми.
Но к чему обсуждать то, чего нет, когда можно поговорить о том, что в наличии. Итак, новое «Возмездие» – это лишенная всяких подтекстов и тонкостей история мести лживой государственной системе, забравшей у отца ребенка. История актуальная, потому что конспирология актуальна всегда, тем более когда подкреплена участием плутония и лучевой болезнью (пожалуй, это первый отклик большого Голливуда на дело Литвиненко). Кроме того, призрак дочери, как и в старом фильме, кинематографично разгуливает по экрану, наводя на мысль о своеобразной трактовке «Гамлета».
И все же, аплодируя четкой политической позиции Гибсона, частично своими деньгами оплатившего этот сеанс антиамериканской пропаганды, невозможно сдержать зевоту. Найти причину царящей на экране скуке трудно. Может, чересчур много почтения выказал Кэмпбелл своему первоисточнику, начисто избавив новый фильм от экшена. Хотя режиссеру двух серий Джеймса Бонда, наверное, было не так уж сложно подбросить нам хотя бы парочку погонь со стрельбой и драк. А может, напротив, былое «Возмездие» заслуживало куда более тщательного и проникновенного, не сводившегося к возвращению Гибсона, переноса на американскую почву. В конце концов, как показал «Аватар», нью-эйдж снова в моде, а тему разгневанного папы совсем недавно в «Заложнице» с блеском закрыл другой стареющий герой боевика – Лайам Нисон.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»