Большинство страховых компаний пессимистично оценивают итоги уходящего года. По предварительным данным, их совокупные сборы уменьшились примерно на 20 процентов, тогда как выплаты только увеличивались. Хотя до кризиса рынку еще далеко – даже с учетом всех этих негативных факторов, страховщики закончат год если не в плюсе, то с нулевым финансовым результатом. И, скорее всего, рынок ожидает новый передел – концентрация крупных компаний и разорение малых.
Основная сложность не только и не столько в уровне выплат, сколько в обременительных накладных расходах. Именно они и посредники «пожирают» небольшие страховые фирмы. Это на руку федеральным сетевым компаниям, которые могут работать по «конвейерной» технологии и снизить издержки.
По итогам 9 месяцев общий объем страховых сборов в Санкт-Петербурге составил 28,2 млрд рублей, выплаты – 19,7 млрд. Причем по некоторым видам страхования (например, жизни, пассажиров и др.) уровень выплат не превышает 24-х процентов, а иногда и 2-3 процентов! Даже по ОСАГО, которое участники рынка еще в начале года называли причиной всех бед, из 100 собранных рублей страховщики отдают 61.
Лишние посредники
Однако это «средняя температура». Так, по мнению руководителя компании «Росгосстрах Северо-Запад» Георгия Папаскири, «автогражданка» в Санкт-Петербурге остается рентабельной, но не для всех.
По мнению опрошенных представителей страховщиков, основные проблемы создают посредники по продаже полисов (автодилеры и т.д.). Заниматься автострахованием рентабельно может только сетевая компания, а те, у кого нет многочисленных офисов, вынуждены работать через агентскую сеть. По словам Георгия Папаскири, комиссионные отчисления посредникам могут достигать 40 процентов!
Кроме того, деятельность агентов в настоящее время не урегулирована – зачастую посредники не сообщают о заключенных договорах и просто исчезают вместе с бланками полисов. А страховым компаниям потом приходится разбираться с обратившимися за выплатой гражданами. «Именно через посредников чаще всего действуют и страховые мошенники», – уверен Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада.
Эти проблемы, по мнению лидеров рынка, их касаются в меньшей степени – крупные компании проводят гибкое регулирование комиссионных вознаграждений, зачастую вводя заградительные тарифы по убыточным продуктам. Для небольших же страховщиков, даже при сравнительно одинаковом уровне выплат, затраты на агентов растут. «Из-за высоких накладных расходов «домашние», «камерные» страховые компании, предлагающие индивидуальный подход к каждому клиенту, не выживут, – уверен Георгий Папаскири. – По крайней мере, пока не будут созданы новые технологии».
В канун Нового года законодатели все же сделали добросовестным страховщикам большой подарок – уже с 10 января, согласно внесенным в федеральный закон об ОСАГО поправкам, Российский союз автостраховщиков (РСА) получил право устанавливать предельную долю вознаграждения, выплачиваемого агенту.
Отчасти эти ограничения защитят и клиентов, хотя, по утверждению всех опрошенных страховых компаний, владельцев полисов никак не могут затронуть внутренние экономические проблемы страховщиков, отчисления посредникам и т.д. Ведь даже в случае банкротства компании, выплаты по ОСАГО возьмет на себя РСА за счет специального фонда – «общей копилки». В то же время, состояние этого «общака» в последние месяцы стало угрожающим: выплаты за исчезнувшие с рынка страховые компании увеличились многократно, а доходы только сократились. По данным самого Союза, при ежеквартальных поступлениях в резерв гарантий по 400 млн рублей, расходование за каждый из последних двух кварталов 2009 года составляло 1,2 млрд рублей.
Законодатели успели предупредить такой кризис: согласно поправкам, подписанным президентом России 27 декабря, в случае нехватки средств одного из резервов на компенсационные выплаты можно будет использовать средства другого. В РСА уверены, что в совокупности фондов будет достаточно для выплат потерпевшим в 2010 и 2011 годах, признавая, что без внесения изменений проблемы могли начаться уже в первой половине наступающего года: у Союза не было бы возможности осуществлять компенсационные выплаты по обязательствам страховщиков с отозванной лицензией и банкротов.
Дорогое лечение
Участников рынка пугает не столько снижение сборов (которое, в целом, было весьма предсказуемым), сколько рост объемов выплат (до 20-25 процентов), прежде всего по автомобильному и добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Первое связано с увеличением стоимости ремонта автомобилей, в том числе из-за девальвации рубля в начале года (пропорционально возросли затраты на запчасти для иномарок ).
А вот причину резкого повышения цен на медицинские услуги не может объяснить никто. По словам Евгения Дубенского, в прошлые годы стоимость лечения увеличивалась примерно на 30 процентов каждый год: «С началом кризиса страховщики вынуждены были поднять вопрос о разумности цен: ведь выплаты медицинским учреждениям стали составлять до 90 процентов всех расходов по ДМС».
Аналогичная ситуация с автострахованием. Причем, как пояснил директор группы компаний «АСК» Лев Панеях, Санкт-Петербург остается одним из самых дорогих городов – полисы КАСКО дороже, чем в Москве, иногда в 1,4 раза. Георгий Папаскири подтверждает, что добровольное автострахование сегодня убыточно, но от него нельзя отказываться (большинство компаний ориентировано на комплексное обслуживание клиентов, а КАСКО является одним из «моторов» привлечения частных страхователей).
Разделяй и властвуй
Все эти катаклизмы, как ни странно, также на руку лидерам рынка, проводящим, чаще всего, консервативную политику. Уже сейчас, по словам начальника отдела финансовых рынков территориального Управления Федеральной антимонопольной службы Ольги Барабановой, политику на рынке страхования в Санкт-Петербурге определяют крупные компании. В числе лидеров она называет «Ренессанс-страхование», ОСАО «РЕСО-Гарантия» и «Росгосстрах».
«Страховщики и существуют для того, чтобы помогать бизнесу и гражданам преодолевать трудности, – поясняет Георгий Папаскири. – Если страховая компания построена по классической («консервативной») схеме, то она устойчива к кризисным явлениям».
Заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков характеризует состояние страхования в России как «наркотическую ломку» при умирании старого рынка и рождении нового с нормальными тарифами, комиссионным вознаграждением и качеством сервиса на станциях технического обслуживания.
«Мы собираем рынок «на себя», – признается Дмитрий Большаков. – Происходит уход не только аутсайдеров, но, возможно, и средних страховых компаний, массовое разорение брокерских компаний, скандалы с неоплатами премий от брокеров. В 2010 году мы ожидаем концентрацию рынка у 5-6 компаний и массовый уход «временщиков». Все это крайне позитивно для «нового» рынка, так как подтвердится устойчивость оставшихся игроков, выдержавших проверку временем. Эти страховщики зарекомендуют себя как надежные партнеры, которые выполняли свои обязательства перед клиентами не только в хорошие годы, но и в тяжелое время», – уверен топ-менеджер «РЕСО-Гарантия».
В то же время, сами «середняки» пока вовсе не планируют «умирать». Так, в «АСК» надеются по итогам года не только не потерять, а наоборот – увеличить сборы на 5-7 процентов. Правда, финансовый результат будет, скорее всего, нулевым: «Мы сделали серьезные инвестиции в расширение агентской сети и развитие новых продуктов», – поясняет руководитель компании Лев Панеях.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило прогноз развития страхового рынка в 2010 году. По оптимистичному сценарию объем сборов увеличится примерно на 5,6 процента, преимущественно за счет КАСКО, ДМС и ОСАГО. А вот по пессимистическому – наоборот, объем премий сократится на 9-10 процентов, причем, опять же, в первую очередь, за счет добровольного страхования автомобилей (КАСКО) и здоровья (ДМС), а также имущества юридических лиц.
Официальные итоги 2009 года будут подведены только в конце января.
Антон Одынец