Юрий Темирканов очень любит нетленную классику, а ещё он любит аккомпанировать молодым талантам, что и продемонстрирует меломанам на очередном своём петербургском концерте. Кроме того, в Филармонии «воскреснет» не так часто звучащий у нас Малер, в Малом зале сыграют Шнитке и споют басом, а неувядающий enfant terrible российской академической музыки Олег Каравайчук представит свой новый диск.
Сибелиус и Римский-Корсаков: мы с вами уже где-то встречались
Не многие знают, что в 1906 и 1907 годах Ян Сибелиус посещал Петербург и Москву, где среди прочих, встречался и с Николаем Римским-Корсаковым. Теперь они вновь встретятся 7 ноября в Большом зале филармонии, где пройдёт, наверное, один из самых значительных концертов месяца: под управлением Юрия Темирканова Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр сыграет Концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса и «Шехерезаду» Римского-корсакова.
Напомним, что маэстро встанет за пульт своего филармонического оркестра после триумфальных гастролей по странам Европы. За две недели артисты посетили четыре страны: Австрию, Хорватию, Венгрию и Грецию. Доминантой гастролей стали выступления в Венском «Музикферайне», одном из самых престижных концертных залов мира, где петербургские музыканты дали три концерта. Фантастический успех этих концертов как у публики, так и у критиков нашёл своё отражение в многочисленных рецензиях, вышедших в дни гастролей коллектива.
Солистом выступит Сергей Крылов. Он начал учиться игре на скрипке в возрасте пяти лет. В десятилетнем возрасте дебютировал с оркестром, затем последовали выступления на крупнейших концертных сценах России, Финляндии и Германии. Приобрел международную известность после победы на конкурсах им. Страдивари и Крейслера. Крылов выступает с ведущими европейскими оркестрами. А кроме того, уделяет большое внимание камерной музыке и сольным концертам. Среди творческих партнеров Крылова — Юрий Башмет, Максим Венгеров, Давид Герингас.
Очень досадно, что с этим концертом совпадает ещё один, не менее значительный. 7 ноября в Малом зале филармонии с сольным вечером выступит выдающийся российский бас, солист Мариинского театра Сергей Алексашкин. В его исполнении прозвучат романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского и Рахманинова (партия фортепиано — Анатолий Кузнецов). Так что не достанете билетов на Темирканова — пройдите на Невский, 30. Если г-н Алексашкин будет в голосе, то должен быть славный лидерабенд.
«Воскресение» в воскресенье
8 ноября в Большом зале филармонии состоится первый концерт цикла «Густав Малер. Собрание сочинений». В целом не такое уж многочисленное наследие Малера (10 симфоний (последняя не окончена), «Песнь о земле», «Песни странствующего подмастерья», «Песни об умерших детях», песни на слова Рюккерта, «Печальная песнь», и др.) можно бы было исполнить и в одном сезоне, — однако Филармония почему-то решила растянуть этот абонемент на несколько лет. Симфоническое наследие Малера часто делят на некие группы: Первую симфонию играют как пролог, Вторую, Третью и Четвертую — как первую трилогию; Пятую, Шестую и Седьмую — как вторую трилогию, Восьмую — как кульминацию, а Девятую и «Песнь о земле» – как эпилог. Начнётся филармонический цикл (вот и не угадали!) – Второй симфонией композитора, написанной для солистов, хора и оркестра, которую ещё иногда называют «Симфонией воскресения». Академическим симфоническим оркестром филармонии продирижирует Василий Синайский, что само по себе интересно.
Однако задействованные в концерте оперный хор Михайловского театра (самое слабое в музыкальном отношении подразделение названного стационара), а также солисты Жанна Домбровская и Олеся Петрова могут и подпортить впечатление от концерта.
Полистилистика, орган и не совсем пустые суеверия
8 ноября концерт в Малом зале филармонии посвящается 75-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (композитор родился 24 ноября). Кто-то определяет его сочинения понятием «полистилистика», иные утверждают, что это простая эклектика. Так или иначе, мнений по поводу музыки Шнитке существует не менее двух, а это уже радует.
Пианистка Ирина Шнитке, вдова композитора, хорошо известна в Европе — в её исполнении прозвучат Сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано и Вторая соната для фортепиано (посвященная Ирине Шнитке). В концерте примут участие Святослав Мороз (скрипка) и Александр Ивашкин (виолончель). Первый сыграет Мадригал памяти Олега Кагана для скрипки соло, второй исполнит «Звучащие буквы» для виолончели соло, ему же и посвященные, а затем прозвучит Трио для скрипки, виолончели и фортепиано.
9 ноября любители органной музыки могут посетить Концертный зал Мариинки, где Леонид Карев исполнит произведения Дю Корруа, Куперена, Рахманинова (в собственном переложении для органа), И. С. Баха, Брамса и «Апокрифические картины» самого исполнителя. В настоящее время выпускник Московской консерватории имени Чайковского Леонид Карев – органист парижской церкви Успения Богородицы и профессор Йеррской и Оксеррской консерваторий. Артист выступает с концертами на фестивалях в Европе, России и Америке.
13 ноября в БЗФ ходить не следует: во-первых, число какое-то нехорошее, а во-вторых, французский дирижёр Эммануэль Ледюк-Баром относится к тем музыкальным деятелям, которые каждому своему появлению на концертной эстраде предпосылают огромный биографический пресс-релиз, в котором написано, как он блестяще учился, и как сейчас здорово «сотрудничает с ведущими оркестрами России, Украины и стран Балтии», а также о том, как он «работает с престижными европейскими исполнителями». Хотя обычно все происходит наоборот: ведущие оркестры и престижные исполнители указывают в своих послужных списках фамилии выдающихся дирижёров, с которыми им посчастливилось работать.
«Чудовищной красоты гармония»
Когда-то один мой знакомый композитор, ещё в студенческие свои годы встретив на улице Олега Каравайчука, спросил: что, мол, сейчас пишешь? – «Вторую симфонию!» – ответил тот. – «А где первая?» – спросил изумлённый собеседник. – «А вот здесь!» – ответил Каравайчук, засмеявшись и указав себе на голову. Гений и эксцентрик, автор музыки к сотням кинофильмов, необыкновенный мелодист и единственный панк в мире академической музыки, Каравайчук 12 ноября в 20:30 в «Буквоеде на Восстания» представит свой новый компакт-диск «Concerto Grosso» (или «Письмо Титанику, лежащему на дне»).
«У меня мотетная музыка: абсолютно разные сочинения соединены в единую чудовищной красоты гармонию. Я играю, например, сначала какую-то свою музыку, потом вступает Чайковский, затем Вагнер, но никто не узнаёт его, потому что это мелодия, которая в небесах…» – говорит о своей музыке сам композитор. «Concerto Grosso» состоит из пяти частей, разделённых двумя музыкальными антрактами. Это деление на композиции является условным, как и название альбома. «Я начал играть этот вальс и понял, что он очень близок к теме «Титаника», утопленников. И я сам стал как утопленник, даже почти не дышал», – говорит Олег Каравайчук.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру