Уик-энд, посвященный открытию клуба «Танцы», завершился выступлением американского электронного музыканта и продюсера Альфреда Дарлингтона, известного как Daedelus.
Именитый калифорнийский электронщик Деделус – настоящий романтический герой викторианской эпохи: ухоженные бакенбарды, белый фрак и галстук, мягкий взгляд и учтивые манеры. Из питомцев лейбла Ninja Tune (хотя музыкант известен сотрудничеством со многими рекорд-конторами) он, пожалуй, самый романтичный, деликатный и эрудированный. Воспитанный на классике и джазе, Деделус, однако, одним из первых освоил контроллер Monome и программу Max/MSP – с помощью этого оборудования он и создает свои многослойные, стилистически прихотливые и полиритмичные пьесы. Десяток сольных альбомов, записанных с 2001 года, казалось бы, позволяют отнести музыканта к категории изощренных умников, чье творчество лучше воспринимать через усердное слушание, а не активную танцевальную нагрузку. Но для концерта в «Танцах» Деделус сформировал специфический дансинговый сет – с массивным битом, резкими сменами ритма и жизнеутверждающим настроением.
Это от музыканта, собственно, и требовалось – места для энергичных телодвижений в новом клубе достаточно. Упрекнуть организаторов в буржуазности никак не получится: столиков нет – есть длиннющая барная стойка во всю стену; напротив, в оконных проемах, – пара диванов. Зато сцены две – основная и низенький помост перед звукорежиссерским пультом у противоположной стены, где стоит диджейское оборудование. Аскетичные просторы для еженощных танцев обещают оснастить декором, кондиционером и гардеробом, но даже тогда клуб вряд ли обретет дорогой лоск, да и цели такой не ставят: сосредоточатся не на форме, а на содержании – концертах, вечеринках, литературных и арт-проектах.
Разогревал публику перед выступлением Деделуса харьковчанин Younnat, известный также как клавишник украинской группы Lюk. Для своего сета он выстроил целую батарею из джойстиков видеоигр, антенн и розеток – и с помощью этих бытовых приборов управлял армией сэмплов: с жужжанием, грохотом, гитарными запилами, неясными голосами и восьмибитными мотивчиками, выстраивая бодрые танц-сюжеты.
Когда на сцену вышел Деделус, увлекательная машинерия сменилась минималистичным антуражем из лэптопа и устройства Monome – квадратной доски со светящимися кнопочками. Как многие зарубежные артисты, американский музыкант ратует за экологичность приборов, и его контроллер как раз из таких: сделан из нетоксичного силикона с деревянным бортиком. А управлялся со своим девайсом Деделус чрезвычайно артистично, словно это не набор подсвеченных кнопок, а клавиши рояля: вскидывал кисти, энергично и точно перебирал пальцами, всем телом участвуя в игре – как пианист, оттачивающий туше для более верного звука. При этом с его лица не сходила приятная улыбка, даже когда к пущей радости аудитории он насылал бульдозерный грохот на невинную поп-мелодию, до безобразия ускорял сэмпл из Daft Punk или коварно сводил все линии к простейшим ритмам в духе диско.
Здесь уже было не до изысков с джазом, абстрактным хип-хопом и мелодиями из шпионских фильмов – чем, собственно, Деделус и замечателен. Впрочем, его последний альбом «Love To Make Music To», треки с которого музыкант сконцентрировал в нынешней программе, и вправду более агрессивно-танцевальный, чем предыдущие работы. Но все-таки в основном корпусе работ Деделуса преобладает интеллектуальность и концептуальный отбор материала, а со своей женой Лорой Дарлингтон он даже придумал акустический проект The Long Lost, в рамках которого супруги поют и играют на флейте и гитаре. Так что викторианского в этом милом калифорнийце куда больше, чем физкультурно-танцевального.
Оксана Булах
Фонтанка.ру