Бизнес обеспокоен реформой единого социального налога. Для малого предпринимательства, о развитии которого любят говорить власти, платежи во внебюджетные фонды увеличатся в 2,4 раза (!), для остальных компаний – в 1,3-1,9 раза.
Бизнес-сообщество обеспокоено реформой единого социального налога. Для малого предпринимательства, о развитии которого любят говорить власти, платежи во внебюджетные фонды увеличатся в 2,4 раза (!), для остальных компаний – в 1,3-1,9 раза. Многократно возрастет количество проверяющих и отчетов – тех самых, якобы ликвидируемых, административных барьеров.
Из-за реформы единого социального налога со следующего года у бизнесменов прибавится проблем – нужно будет отчитываться перед тремя фондами. Главные инициаторы реформы (правильнее именовать ее контрреформой) – чиновники Минздравсоцразвития. Их поддерживают и в налоговом ведомстве, которое с 1 января 2010 года лишается работы по администрированию взносов во внебюджетные фонды. Правда, руководство этих фондов (ПФР и ФСС) намерено забрать вместе с функциями и сотрудников налоговой службы – иначе вести новую работу будет просто некому. Налоговики пока подчиненных не отдают.
Бухгалтеры с ужасом вспоминают 90-е годы, когда нужно было отстаивать очереди и сдавать отчеты в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд медицинского (ФОМС) и социального страхования (ФСС). Все эти структуры могли проверять правильность начисления сборов, проводя де-факто дублирующую работу: ведь база для всех фискальных платежей была одинаковой. И каждый орган «кошмарил» бизнес по-своему...
В 2001 году все эти сборы объединили в единый социальный налог (ЕСН), возложив функции контроля на налоговую службу. Ни у кого из предпринимателей за прошедшие восемь лет претензий к объединенной системе не возникало.
Три фонда - три окна
Представители Минздравсоцразвития успокаивают - и сейчас все сборы уплачиваются в каждый фонд разными платежными поручениями, а вновь создаваемая организация в любом случае должна вставать на учет и в ФСС, и в ПФР. В оба этих фонда нужно сдавать квартальную отчетность, а ежегодно еще и персонифицированные сведения по пенсионному накоплению.
Но, на самом деле, уже с 2010 года объем работы у бухгалтеров компаний, особенно малых предприятий, значительно увеличится. Например, для применяющих так называемые специальные налоговые режимы («упрощенку» и «вмененку»), то есть практически для всех магазинов, кафе и иных субъектов малого предпринимательства, установлены нулевые ставки по платежам в ФОМС и ФСС. Но от обязанности сдавать отчетность их никто не освобождал.
Причем, в некоторых случаях недостаточно отправить бумажный документ ценным письмом – нужно подключаться к электронной системе сдачи отчетности, что, соответственно, влечет дополнительные расходы. Более того, далеко не все из работающих сегодня в Санкт-Петербурге специализированных операторов, обеспечивающих предоставление налоговой отчетности, имеют договора с ФСС.
Сказка о попе и проверяющем его Балде
Наибольшую опасность малому бизнесу в наступающем году представляют даже не пустые декларации, а проверки: чиновники каждого фонда вновь вправе будут самостоятельно приходить в офис, требовать бухгалтерскую документацию, объяснения, составлять акты, выявлять нарушения, начислять штрафы и т.д.
Исполнители – руководство самих внебюджетных фондов, уже, видимо, оценили трудоемкость предстоящей работы. Принято решение, что администрировать взносы в ФОМС будут органы Пенсионного фонда России. Кроме того, по словам Татьяны Захаровой, начальника отдела организации ревизий Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования, между ФСС и ПФР уже подписано соглашение по осуществлению совместных выездных проверок. «Сейчас два ведомства разрабатывают план проверок, готовятся документы по контролю за уплатой страховых взносов. Соглашением предусмотрены обмен информацией о плательщиках взносов и система защиты этой информации», – пояснила представитель фонда.
Проверок именно Пенсионного фонда опрошенные бухгалтеры и юристы опасаются в первую очередь – в конце 90-х именно они больше всех «кошмарили» бизнес. У самих служащих этого ведомства был очень хороший для активной работы стимул: на абсолютно законных основаниях они получали в качестве премий и иных поощрений процент от взысканных сборов. Поэтому брали со всех и вся. Например, отделение ПФР по Красносельскому району Санкт-Петербурга попыталось взыскать крупную сумму с прихода Покрова Пресвятой Богородицы, который не начислял зарплату ни казначею, ни председателю приходского совета. По мнению проверяющих, верующие не могут служить бесплатно, а потому религиозная организация с их «виртуальной зарплаты» обязана отчислять сборы в ПФР. «Креста на вас нет, – не сдержался один из судей арбитражного суда. – Никто так не давит плательщиков, как Пенсионный фонд, даже налоговики более лояльны».
Впрочем, у служителей Фемиды были и свои доводы недолюбливать «пенсионщиков» – в 1998 году они не постеснялись обложить данью денежные компенсации, выплаченные самим судьям и работникам аппаратов судов взамен продовольственного пайка.
К счастью для предпринимателей (как приходов, так и других организаций), в ходе реформы 2009 года органы ПФР и ФСС получат только часть полномочий по контролю. В отличие от налоговиков, они не вправе будут изымать документы, останавливать операции по банковским счетам, обращать взыскание на имущество компаний в счет недоимки и т.д.
Еще большие проблемы ожидают малый бизнес (в первую очередь «упрощенку» и «вмененку») в 2011 году – их обяжут платить сборы во все фонды. По оценкам члена комитета Госдумы по собственности Екатерины Семеновой, совокупная финансовая нагрузка увеличится сразу в 2,4 раза! Для применяющих общий режим налогообложения – в 1,3 раза.
С ней солидарен Антон Данилов-Данильян, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России (ТПП) по инвестиционной деятельности. По его оценкам, реформа идет вразрез с общемировым курсом на понижение налогового бремени: «Сегодня огромное количество малых и средних предприятий уже, в преддверии ухудшения ситуации, спешат переводить активы в другие страны или готовы это сделать. Складывающаяся ситуация свидетельствует: победили ведомственные интересы, а не интересы экономики».
Впрочем, у Минздравсоцразвития есть своя позиция относительно этих претензий: «Три четверти малых предприятий – это всего лишь искусственное деление крупных компаний на множество мелких для минимизации налогов, а действовать они продолжают на базе одного имущественного комплекса, – заявил на заседании круглого стола ТПП Сергей Афанасьев, директор Департамента развития соцстрахования и гособеспечения Минздравсоцразвития РФ. – Ежегодно появляется около 400 тысяч новых малых предприятий, и хотя многие быстро исчезают, но многие остаются, успешно работают, и говорить о возможном кардинальном ухудшении ситуации в малом бизнесе из-за замены ЕСН страховыми взносами нет оснований. Предпринимаемые меры направлены на улучшение социальной защиты работников, и об этом следует помнить прежде всего. Мы считаем, что предпринимаемые шаги в целом вовсе не будут иметь катастрофических последствий для бизнеса», – уверен чиновник.
По стопам Ходорковского
По мнению Екатерины Семеновой, из-за увеличения налогового бремени компании вновь начнут скрывать доходы: «Многие малые предприятия просто будут вынуждены уйти с рынка, приток инвестиций уменьшится, сократится доходная часть бюджета, зарплата уйдет в тень, уменьшится поступление налогов на доходы физлиц», – полагает депутат.
У малого бизнеса есть способ налоговой оптимизации. Помимо нелегальной (обналички), можно, например, зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя и вместо зарплаты получать вознаграждение за управление компанией или т.п. И платить, соответственно, только 6 процентов от выручки, а остальную сумму на абсолютно законных основаниях класть в карман. Во все фонды закон обязывает отчислять примерно 206 рублей в месяц (если доход превышает 6900 рублей, то эти сборы фактически «погашаются» единым налогом). Легальность такой схемы никто не опроверг, хотя именно ее использование вменялось в вину главе компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому.
Одно из немногих преимуществ новой системы – ограничение облагаемой сборами суммы. Увеличивая зарплату до планки свыше 415 тысяч рублей в год (34,6 тысячи в месяц) работодатель не будет платить ни копейки!
С одной стороны, это справедливо: сегодня размер, например, пособия по временной нетрудоспособности (больничные) ограничен суммой в 18,7 тыс. рублей в месяц, пособия по беременности и родам – в 25,4 тысячи. Тогда как взносы в ФСС уплачиваются с полной суммы зарплаты, даже если она измеряется пятизначными цифрами. Аналогичным образом ограничены суммы пенсий, но не взносов в ПФР.
С другой стороны, с нового года средне- и высокооплачиваемые работники (а это почти 20 процентов работающих) де-факто исключаются из системы обязательного пенсионного страхования. А, значит, они должны будут либо сами обеспечивать свое пенсионное будущее – платить дополнительные взносы, либо уговорить на такой «благотворительный» шаг работодателя.
Кроме того, новое законодательство предоставит социальные гарантии работникам, нанимаемым частными предпринимателями. Ведь на сегодняшний день, по словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, после увольнения занятого у индивидуального предпринимателя гражданина органы занятости назначают ему минимальное пособие по безработице (850 рублей), которое выплачивается в течение шести месяцев. С 2010 года они получат все права уволенного из компании.
Ранее по теме:
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"