Очередной виток «киномании» раскручивается в Петербурге, чтобы вскоре охватить всю Россию, а затем переместиться за океан. В день гибели Виктора Цоя, 15 августа, в 40 кинотеатрах, от Алма-Аты до Якутска, стартует глобальная КИНОакция - будет показан фильм Алексея Учителя «Последний герой», отреставрированный под цифровой формат.
Так начнется Год Цоя, что завершится в 2010-м, в день 20-летней годовщины гибели музыканта и поэта. В программе акции также: рок-концерты, сбор подписей в поддержку инициативы внесения имени Цоя во Всемирный зал славы рок-н-ролла в Кливленде (США), фотовыставки и презентация альбома Наташи Васильевой-Халл «Незнакомое «Кино», оформление поклонниками «Стены Цоя»… В кинотеатре «Аврора» кинорежиссер, народный артист России, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель ответил на вопросы «Фонтанки».
- Алексей Ефимович, как вы относитесь к инициативе внесения имени Виктора Цоя во Всемирный зал славы рок-н-ролла в Кливленде? Ведь мы привыкли к тому, что русский рок – это только «наше всё»…
- Идея смелая, прецедентов не имеет. Но за дело взялись весьма серьезные люди из компании «Невафильм». Они говорят, что нашли поддержку в Министерстве культуры РФ, на одном из центральных российских ТВ-каналов, ждут ответа от МИДа. Будет организован сбор подписей, и цифры могут быть впечатляющими. Разумеется, инициаторы этого проекта проконсультировались с хозяевами Всемирного зала славы рок-н-ролла в Кливленде, и те, хотя и удивились, но, вникнув в ситуацию, не сказали «нет»…
Безусловно, аудитория Цоя намного больше чисто российской. Во-первых, прибавьте поклонников в бывших странах Советского Союза. Во-вторых, в Южной Корее у Виктора немало почитателей. Да и в Америке, Германии, Израиле, Австралии, где живет огромная русскоговорящая аудитория. Так что идея не такая уж несбыточная, и, знаете, многое, что связано с Цоем, вначале казалось фантастикой, а потом чудесным образом сбывалось…
- Вот говорят, что даже сегодня молодые ребята слушают песни Цоя… А Ваш сын тоже крутит «Группу крови» и «Земля по имени Солнце»?
- В том-то и дело, что любит и слушает. Сейчас ему 17, а когда был помладше, то из его комнаты я слышал Витины песни, хотя я никогда не агитировал его за «Кино». И, кстати, фильм «Последний герой» он не видел. Но, взрослея, почувствовал какую-то потребность углубиться в песни Цоя, находил там ответы на важные для себя вопросы. Поэтому я ничуть не удивился, когда ко мне обратились продюсеры с идеей 20 лет спустя вернуться к фильму «Последний герой», чтобы впервые выпустить в широкий прокат, переведя с кинопленки на цифровой формат, отреставрировав изображение и фонограмму.
- Вы ведь начали снимать свой фильм при жизни Цоя, и никто не знал, какая уготована ему судьба…
- Я вообще-то снимал фильм «Рок», одним из главных героев был Виктор. Материала осталось очень много, в том числе не вошедшего в картину. Но предложения создать отдельный фильм о Цое меня сначала не вдохновляли. У Виктора был близкий друг, режиссер Рашид Нугманов, что снял фильм «Игла». Конечно, от него, в первую очередь, можно было ждать фильма о Цое. И я с чистой совестью предложил Рашиду все свои материалы: «Снимай! Святое дело!» Но год спустя Нугманов сказал мне: «Нет, не могу! Мы с Витей были слишком близки…» Тогда продюсер Валерий Савин убедил меня вместе с ним взяться за «Последнего героя».
- А Вы с Цоем, стало быть, не дружили, не приятельствовали?
- Я не человек из рок-мира. Пришел к Цою и предложил такой вариант: мы снимаем его в кочегарке, потом проявляем пленку, и я ему одному показываю материал. Если ему что-то не понравится, если не находим общего языка, то всё, до свидания - съемки прекращаются. Мы просидели в котельной с камерой, которая за всем наблюдала. То, что происходило в кочегарке, было для меня большим открытием. Потом на студии документальных фильмов состоялся просмотр. Цой сидел задумчивый, сосредоточенный, потом молча направился к выходу, и когда я уже не ждал ничего хорошего, он на ходу, обернувшись, сказал: «Ну, давай!» Это как по цепочке разлетелось по рок-тусовке, и я получил своеобразный пропуск в рок-мир, чтобы мы могли чувствовать себя спокойно, работать на полную катушку. Мы ездили с Цоем в Вильнюс, еще куда-то. Не могу сказать, что мы сблизились, но я считал это нормальным. Я вообще не хотел, делая «Рок» и «Последнего героя», стать «своим», я сознательно занимал несколько отстраненную позицию, так как мне казалось, что такой взгляд был нужен для широкого зрителя.
- Смерть Цоя окутана легендами… Вдова музыканта Марьяна Цой говорила мне, что не мог такой человек, как Витя, уснуть за рулем. Первый продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин утверждает, что Цоя убили… И вообще мало кто верит в официальную версию: заснул за рулем, попал в ДТП.
- Мы с продюсером Валерием Савиным вначале задумали «Последнего героя» как своеобразное расследование гибели Виктора. Я был на месте аварии, видел машину, говорил со следователями, и могу вам точно сказать: это несчастный случай на сто процентов. Никаких других вариантов там быть не может. Меня удивило то, насколько страшной была авария. Если двигатель от Витиной машины улетел на десять метров в сторону, то трудно представить, какой ужасной силы был удар. Я тоже не поддерживаю версию, что Цой заснул. По нашим наблюдениям, он ехал сначала по петляющей лесной дороге, и засни он там, врезался бы в дерево. Он же все петли проехал, потом была прямая, около километра, которую проскочил секунд да пятнадцать. Заснуть за такой короткий отрезок невозможно. Но, как мне кажется (я сам водитель), Цой на какое-то время, как говорится, ушел в себя. Может быть, что-то слушал, на что-то отвлекся. Плюс пустое утреннее шоссе. Ему казалось, наверное, что ничего страшного быть не может. Но выскочивший из-за поворота огромный «Икарус», думаю, стал и для него неожиданностью. Стал его судьбой…
- Возвратившись к фильму двадцать лет спустя, Вы не хотели что-то поменять, дополнить, придумать предисловие, эпилог?
- У меня было немало предложений снять фильм «Рок. 10 лет спустя», «20 лет спустя».
Я продолжаю общаться и с Шевчуком, Гребенщиковым, и не то, чтобы все про них знаю, но предчувствую, что будет на экране, и второй раз входить в эту реку нет желания.
Но, возможно, это должен сделать кто-то другой: я не против, с удовольствием отдам это право, даже помогу. Ну? а мне что снимать? Мнение людей, его близких друзей, знакомых. Я примерно представляю, что за тексты они скажут, и мне лично это не интересно. Добавить к тому, что уже сделано, мне нечего – ни творчески, ни информационно. Лучше сохранять некую чистоту. А вот если кому-то придет новая, любопытная идея, и он сделает новую картину, то вот такой поворот будет интересен…
- Правда, что негативы Ваших рок-картин были утеряны?
- Недавно, собираясь выпустить «Рок» на DVD, я принялся искать негативы. Ни на студии документальных фильмов, ни в Красногорске, ни в Госфильмофонде негативы не обнаружились. Нам ничего не оставалось, как заняться расследованием в буквальном смысле. Ведь в конце 80-х в Госкино было создано подразделение «видео», и в этой категории мы делали фильм «Рок», хотя он снят на пленке. В 90-е это все лихо приватизировали, а потом растеряли… Но мы были упорны и все-таки обнаружили негатив фильма в… воинской части, в пятидесяти километрах от Москвы. На складе валялись коробки с негативами многих картин. Нам повезло – мы свой негатив спасли.
С «Последним героем» та же ситуация, только негатив пока не нашелся, и пришлось работать с позитивом.
В Петербурге просто ужасающая ситуация, особенно она касается Студии документальных фильмов, моей родной студии. Когда в хранилище случился пожар, наши студийцы просто героическими усилиями спасали коробки с фильмами, перебирали. Я сам видел, они были все в саже, копоти… Сколько всего пропало и в этом пожаре, и в хаосе начала 90-х – кошмар.
- В воздухе давно уже носится идея художественного фильма, где бы роль Цоя исполнил какой-то актер, а его песни были бы перепеты…
- В начале 2000-х южнокорейцы всерьез собирались снимать что-то подобное. Приезжали в Россию, мы им помогали проводить кастинг, консультировали. Тогда-то я убедился, что Цой очень популярен в Южной Корее. Честно говоря, мне этот проект казался бредом, да и сейчас кажется. Хотя я читал еще один сценарий, уже нашего автора, про Цоя… Знаете, сейчас монтирую картину «Густав» с Владимиром Машковым, мы вместе провели много времени, и как-то вечером, читая очередной сценарий, Володя с усмешкой сказал: «Ты знаешь, мне предлагают сыграть Высоцкого…» История с ролью Цоя из той же серии. Можно быть замечательным актером, даже добиться внешнего сходства, но, на мой взгляд, сыграть Высоцкого, Цоя невозможно… Либо должно пройти еще двадцать, сорок лет. Но не сегодня, не сейчас…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фоторепортаж Михаила Садчикова