Михайловский приоткрыл занавес будущего сезона, продемонстрировав и открытость прессе, и готовность работать над репертуарной политикой. Несмотря на сложности, сопровождавшие труппу в прошлом - у театра, наконец, появился и новый балейтместер, и новый главный дирижер. Корреспондент «Фонтанки» попытался взглянуть по-новому на происходящее и проникнуться идеями 177 сезона.
Это был не гала-концерт, а полноценная презентация проектов театра на грядущий сезон. И не в смысле фуршета и тусовок, а в воплощённом представлении на сцене музыкальных, пластических и вокальных отрывков. Кроме прессы на показ пригласили импресарио, музыкантов и директоров различных музыкальных театров Европы.
Начали с «Лебединого озера» – спектакля, премьерой которого Михайловский откроет 15 сентября сезон. Любопытно, что в основу версии грядущей премьеры лёг уже почти забытый вариант балета; эта версия часто называется балетоманами «старым московским «Лебединым» – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова была переработана Александром Горским, а затем – Асафом Мессерером, а на сцене Михайловского старую редакцию «Лебединого озера» поставил новый главный балетмейстер театра Михаил Мессерер. С начала 1980-х он является постоянным приглашенным педагогом лондонского Королевского балета Ковент Гарден, преподает в Американском балетном театре (АБТ), Парижской национальной опере, миланском театре Ла Скала, Английском национальном балете, Бирмингемском королевском балете и других труппах. Михаил Мессерер неоднократно готовил постановки для зарубежных балетных трупп; он работает преимущественно с классическим репертуаром – потому надо надеяться, что будут бережно восстановлены и первоначальные замыслы Мариуса Петипа в первой картине балета.
Несмотря на то, что фрагменты балета были даны «на чёрном кабинете», или говоря проще, – на пустой, задрапированной чёрным сцене (декорации ещё не готовы), а может быть – и благодаря этому обстоятельству, легко было заметить, насколько «подтянулся» и вырос кордебалет труппы. Екатерина Борченко (Одетта) и Марат Шемиунов (Зигфрид) показались, при всей «правильности» танца, то ли несколько холодными, то ли просто «неразогретыми». Впрочем, до «настоящей» премьеры у них ещё достаточно времени.
Вторую часть презентации посвятили опере – фрагментам из произведений, намеченных к постановке в будущем сезоне. Новый главный дирижёр театра Петер Феранец открыл отделение увертюрой к опере Галеви «Жидовка». Эта не самая популярная опера ставилась в России до революции, но тогда (видимо, в преддверии программы «Толерантность» комитета по внешним связям Санкт-Петербурга) она носила целомудренно-стыдливое название «Дочь кардинала». Выступление хора Михайловского (исполнившего хоры из «Русалки» Дворжака и «Va, pensiero» из «Набукко» Верди) показало, что главная проблема этого коллектива – «снятое» с дыхания пение во всех фрагментах от mezzo-forte и тише – ещё не преодолена.
Приятно порадовали молодые солисты, за один сезон значительно выросшие в творческом плане: колоратура Наталья Миронова, сопрано Татьяна Рягузова; даже Мария Литке в партии Амелии («Бал-маскарад» Верди) избавилась от свойственной ей в партиях русского репертуара пониженной интонации и зазвучала на порядок лучше. Превосходным дыханием, осмысленностью фразировки, достойными сценическими манерами и драматическим проживанием образа своих героев особо порадовали тенор Дмитрий Головнин и баритон Роман Бурденко. Кстати, Роман работал над собой не только в творческом плане – в последнее время он значительно сбросил вес: на вокале это никак не сказалось, зато заметно добавило убедительности и обаяния его сценическим героям.
Не всё пока гладко, и не всему происходящему в Михайловском театре можно безмятежно аплодировать: организационные проблемы, крупные и мелкие неурядицы и конфликты разом не исчезают – впрочем, как и в любом технологически сложном процессе, ещё и тесно связанным с творчеством.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"