Влияние экономического кризиса ощутили на себе практически все петербургские предприятия. Методы выхода из кризиса, которые используют предприниматели, порождают новую проблему — безработицу. И как решить ее — не знает пока никто. Впрочем, существует и оптимистичная точка зрения — кризис попросту заставил нашу страну решать давно назревшие проблемы.
Меры, которые принимают предприятия в борьбе с трудностями, просты — экономить на всем, на чем только получается. Об этом шла речь на круглом столе "Симптомы кризиса и антикризисные меры на предприятиях Санкт-Петербурга" с участием Агентства социальной информации и Торгово-промышленной палаты.
Половина предпринимателей сейчас сокращает затраты на цели, не связанные с производством, — сюда относятся и представительские расходы, и плата «за канцелярию», и социальные пакеты для персонала. Сокращение штатов, уменьшение объемов производства и урезание зарплат выбирает примерно треть предприятий. К самым жестким действиям прибегают металлурги — здесь уже можно говорить, что массовые увольнения или отправка рабочих в неоплачиваемые отпуска приняли массовый характер.
На структуре безработицы кризис и повсеместное сокращение штатов пока не отразились. «По состоянию на 15 марта количество вакансий на бирже труда составляет 34,8 тысячи, - сообщила Татьяна Тимофеева, начальник отдела анализа стратегического и инновационного развития комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Санкт-Петербурга. - Из них 22 тысячи свободных мест — рабочие вакансии». Всего же на бирже труда зарегистрировано 23,5 тысячи безработных. «Разумеется, в реальности их значительно больше», - добавляет Тимофеева.
«Большинство уволенных — это управленческий аппарат, а 70% обращений на биржу труда — это поиск рабочих специальностей, - комментирует Нина Одинг, руководитель отдела Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». - Никто не будет искать высокооплачиваемую работу через эту структуру». «У нас в стране очень низкий уровень доверия, - поясняет она. - Поэтому на ключевые посты персонал подбирают либо по рекомендациям, либо по личным или околосемейным связям».
При этом, с точки зрения Романа Могилевского, руководителя АСИ, одна из самых печальных тенденций нынешнего времени — то, что «теряют свои места те люди, которые создали новую экономику». «Сокращают в первую очередь отделы маркетинга, увольняют маркетологов, рекламистов, а именно они и обслуживали рынок. Их сокращение — очень опасный симптом», - считает он. По мнению Могилевского, первоочередная проблема — вопрос с трудоустройством именно этой группы людей.
«Необходимо не решать проблемы трудоустройства, а перестроить всю систему рынка труда», - утверждает Владимир Катенев, президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга. Сегодняшнее предложение на рынке абсолютно не соответствует реалиям двадцать первого века и не может заинтересовать никого, кроме тех, кому абсолютно не на что рассчитывать, полагает он.
«Давайте рассмотрим, какие специальности у нас наиболее востребованные, - предлагает Катенев. - На первом месте - "подсобный рабочий". Что это означает? Человек с лопатой или молотком, который что-то поколачивает-приколачивает или подметает мусор? Специальность номер два - "водитель автомобиля и грузчик", номер три - "кондуктор", тысяча сто вакансий, "уборщик производственных помещений" - 1200 свободных мест!».
«Что это за профессии в век высоких технологий? - возмущается он. - Сейчас даже страшноватое слово "инновации" звучит — где они здесь? Во всем мире "водитель автомобиля+грузчик" - это водитель такой специальной машины, которая оборудована специальным подъемником для транспортировки грузов, а у нас? Где вы видели в Европе в общественном транспорте кондуктора? Почему эта специальность до сих пор у нас сохранилась? Естественно, на такую работу желающих, особенно среди молодых, не найдешь. Про уровень зарплат вообще можно не говорить».
По мнению Катенева, в России необходимо пересмотреть управленческие схемы, схемы бухгалтерской отчетности - «у нас самая запущенная бухгалтерия в мире» - сокрушается он, необходимо реорганизовать все производства по западному образцу. На вопрос «а куда отправят тех, кого неизбежно уволят в результате всех реформ», Катенев предлагает свой сценарий развития промышленности: «У нас совершенно не развит малый бизнес, на котором в развитых странах и держится вся экономика — необходимо, чтоб и государство, и "крупняки" поддерживали малых предпринимателей. Пока для этого не делается практически ничего». Впрочем, Катенев согласен с тем, что «на каком-то этапе всплеск безработицы неизбежен».
Если говорить о трудностях, которое испытывают предприниматели, то снижение спроса на продукцию отметили, по данным собственного исследования «Агентства социальной информации» (АСИ), 62% среди 200 опрошенных петербургских компаний. На втором месте (44,6%) - рост цен на сырье и комплектующие, на третьем (40%) - задержка выплат. Интересно, что 9,5% производств кризиса попросту не заметили.
Кризис развивается неравномерно — его симптомы очень сильно различаются в разных отраслях. В самом тяжелом положении оказалась металлургия — трудности испытывают 75% опрошенных предприятий. Зато связь пострадала в наименьшей степени — больше половины опрошенных полагают, что у них положение лучше, чем у других. Нейтрально оценивают свое положение «химики» - представители этой отрасли особого оптимизма не испытывают, но и о своем тяжелом положении не говорят.
Катенев предполагает, что в ближайшее время ожидается повышение агрессивности бизнеса - «раньше к задержкам выплат относились более миролюбиво, а теперь за один-два дня опоздания сразу жалуются в Арбитраж», комментирует он. Кроме того, по его мнению, увеличится количество внутрикорпоративных конфликтов — из-за разных точек зрения на стратегию развития предприятий, и возрастет роль примиренческих органов. Но в целом «кризис может оказаться тем самым локомотивом, который может вытащить нашу больную экономику из болота», - оптимистично предполагает председатель ТПП.
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»