Правительство России определило, как и кто будет проверять проекты законов и нормативных актов на коррупциогенность – выявлять условия для взяточничества и нормы, которые могут недобросовестно быть истолкованы чиновниками. Постановление об этом подписал премьер-министр России Владимир Путин. Определены основные критерии – коррупционные факторы, которые должны выявляться в проверяемых документах. Но заключение специалистов будет носить рекомендательный характер, а на экспертизу планируется передавать проекты только новых документов, да и то далеко не все. Действующие нормативные акты никто проверять даже не планирует.
Чиновник не «вправе»
В сумме правительством определено более полутора десятка критериев коррупциогенности. К коррупционным относятся факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти, наличием правовых пробелов, факторы системного характера. Но большинство из них крайне субъективно.
Одни из явных признаков – определение компетенции должностного лица по формуле «вправе» – установление возможности совершения действий в отношении граждан и организаций. То есть когда чиновник не обязан принять какое-либо решение (выдать или отозвать лицензию, зарегистрировать или отказать и т.п.), а лишь вправе это сделать. А значит, может решить и иначе, особенно если на то будут не предусмотренные законом основания. Также предлагается исключить выборочное изменение объема прав – введение правовых актов, которые предоставляют возможность необоснованных исключений для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или конкретных чиновников.
Также к коррупции может привести широта «дискреционных полномочий» – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличия дублирующих полномочий должностных лиц, когда не установлен порядок совершения госорганами определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Эксперты должны выявлять нормы, предъявляющие завышенные требования к заявителю – вычленяются неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям.
Особую экспертизу должны проходить законопроекты. Предлагается исключить «чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества» – бланкетные и отсылочные нормы, а также заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов.
Казнить хочу помиловать
Как изъятие коррупциогенных норм может затронуть простых россиян? Если с учетом новых норм рассмотреть некоторые существующие ныне документы - в частности, распоряжения различных органов о повышении цен, то возникнет закономерный вопрос: правомерно ли было их принятие.
С 1 января повысились коммунальные платежи, в том числе за отопление и горячее водоснабжение, значительно подорожал общественный транспорт. Но ведь всем известно, что в 2008 году цены на нефть упали в несколько раз. Вслед за «черным золотом» подешевели (пусть и не так значительно) газ, мазут, бензин и т.д. Вряд ли работники топливно-энергетического комплекса или городских автобусов могут похвастаться повышением зарплаты. Почему же растут цены? Они устанавливаются комитетом по тарифам на основе неких экономических расчетов и неведомых простым потребителям аудиторских заключений. «Я с повышением тарифов на услуги естественных монополий не согласен, – заявил недавно на пресс-конференции глава Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Олег Коломийченко. – Но установление цен – не наша компетенция».
Аналогичным образом определялась стоимость услуг телефонной связи. При переходе на «повременку» чиновники уверяли россиян, что реформа не должна сопровождаться увеличением доходов операторов связи и соответственно общих расходов потребителей. Когда же новые тарифы были введены в Санкт-Петербурге, ОАО «Северо-Западный Телеком» (бывшая ПТС) «благородно» снизило установленные федеральным органом власти максимальные цены, и, несмотря на это, в полтора раза увеличило прибыль! Верховный суд России, рассматривая вопрос о законности установления тарифов, констатировал, что соответствующее решение было принято уполномоченным органом. Который, соответственно, может делать, что и как захочет. Проверять и считать – не дело суда.
Еще более широкие и неопределенные права законодательство предоставляет сегодня надзорным органам. Так, за нарушение действующих санитарных правил СЭС может вынести нарушителю (например, аквапарку «Вотервиль») предупреждение, а может – потребовать приостановления деятельности на три месяца. Практически не ограничены права органов обвинения в уголовном процессе – под разными предлогами они могут засадить до суда подозреваемого даже в надуманном преступлении или освободить под подписку о невыезде совершившего убийство. По подозрению в хулиганстве практически любой милиционер может подвергнуть добросовестного гражданина административному задержанию на срок до 48 часов.
А судьи кто?
Проверку нормативных актов на факторы коррупционности поручили проводить Министерству юстиции России и аккредитованным им специалистам. Согласно подписанному постановлению, экспертиза должна назначаться в отношении всех нормативных правовых актов, а также законопроектов и пр., затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. На практике это означает, что проверку на коррупциогенность не будут проходить СанПиНы (санитарные нормы и правила), многие нормативно-технические акты и иные важные и реально, а не формально затрагивающие права каждого россиянина, документы.
Выявленные спорные нормы предлагается устранять на стадии доработки проекта документа. Если же разработчик не согласен с представленными замечаниями, то решать вопрос должен будет лично гарант Конституции – президент России.
Напомним, что совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов было предусмотрено национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Дмитрием Медведевым в июле прошлого года. Кроме того, вчера генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил журналистам, что в ближайшее время президент внесет в Госдуму проект закона о профилактике коррупции.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру