С понедельника завод General Motors в Шушарах начал сборку автомобилей в промышленных масштабах. До этого предприятие работало в тестовом режиме. При этом, как и обещало руководство компании еще в прошлом году, конвейер будет действовать по сокращенному графику — три дня в неделю. Предприятие таким образом собирается адаптироваться к снизившемуся спросу на автомобили. Но работники не согласны с планами компании - из-за сокращения рабочей недели им урезают зарплату. Профсоюз угрожает собрать пикет, если сотрудникам не будут платить хотя бы 2/3 от прежних окладов.
«Решение о переходе на трехдневный режим работы завода в Шушарах принято еще в прошлом году, и изменять его не планируется», - заявили «Фонтанке» в московском офисе компании GM. При этом срок, на который сокращается рабочая неделя, по-прежнему остается весьма неопределенным. В компании надеются, что спрос на автомобили пойдет вверх и на пятидневку можно будет перейти через полгода.
В Петербурге среди сотрудников GM зреет недовольство. Работники ропщут: если раньше их зарплата в среднем составляла 24 тысячи рублей в месяц, то теперь они едва будут получать 10-11 тысяч. Профсоюз завода уже выразил протест в адрес руководства, но ответа пока не последовало.
«Это вполне естественно, что люди недовольны, - прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» лидер профсоюза GM в Петербурге Евгений Иванов. - Даже за вынужденный простой платят около 2/3 зарплаты. Здесь же люди будут продолжать работать, а получать гроши. После введения трехдневки мы будем получать в два раза меньше, чем раньше».
При этом, по словам Иванова, нагрузка на каждого работника увеличивается. «Раньше за одну смену мы производили 4 машины, а теперь — 17. Фактически мы могли бы продолжать работать по пять дней в неделю с той же производительностью и с той же зарплатой», - считает профсоюзный лидер. Он уточнил, что обсудит эти вопросы на встрече с руководством завода в четверг. «Если нам не удастся добиться перехода на полную рабочую неделю, мы готовы выйти на пикет», - рассказал Иванов.
В GM подчеркивают, что претензия профсоюза не имеет под собой оснований. «Мы сообщали сотрудникам, что до середины февраля завод будет работать в тестовом режиме, а потом перейдет к промышленному выпуску продукции — то есть делать за одну смену придется больше», - заявляют в GM.
В автоконцерне считают, что сокращенная рабочая неделя позволит сократить расходы, сохранив при этом штат сотрудников. Увольнения пока в планы петербургского завода не входят.
Напомним, что завод GM в Петербурге был открыт в ноябре прошлого года, до этого времени с конвейера сошло 250 автомобилей, которые тестируют на качество. Кризис внес существенные корректировки в планы по развитию завода. Чтобы не заставлять все площадки произведенными машинами, производство уже приостанавливали дважды. Завод закрывали на длительные новогодние каникулы с 20 декабря по 11 января. Затем он возобновил работу с 12 по 25 января и снова был закрыт с 26 января по 15 февраля. По словам рабочих, в итоге за прошлый месяц они получили по 2-5 тысяч рублей. Конечно, такие суммы не могли не вызвать недовольство у ожидавших хороших окладов от западного работодателя сотрудников.
В руководстве General Motors пока не видят причин для беспокойства. Представители компании уверены, что на общем благосостоянии сотрудников временные трудности не отразятся. Как комментировала «Фонтанке» официальный представитель GM в Петербурге Мария Александрова, «потери по зарплате будут минимальными, а на сумме годового заработка временный переход на трехдневный режим вообще не отразится”.
Справка:
Завод General Motors открылся в Петербурге в ноябре 2008 года. Предполагалось, что мощность завода достигнет 70-75 тысяч автомобилей в год. Инвестиции в проект строительства предприятия составили 300 миллионов долларов. Производственная линия завода настроена на выпуск компактных внедорожников Chevrolet Captiva и Opel Antara. С середины 2009 года планируется наладить выпуск новой модели Chevrolet Cruze.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру