Что льют и сыплют на улицы Петербурга, чтобы избавиться от гололеда? Как это вещество влияет на окружающую среду и нас с вами? Какие меры наши читатели предлагают для того, чтобы не заносило на поворотах?
Почему в мороз на улицах тает снег? В поисках формулы петербургских реактивов "Помойка.Орг" выясняла, какой вред окружающей среде наносит антигололедные средства.
Реагент – вещество, которое вступает в реакцию со снегом, в результате чего снег тает. Под это определение подпадают и обычная поваренная соль и более сложные по составу реагенты. Кроме того, по словам производителей средств, в мире сегодня применяются также и вещества против гололеда - песок и гранитная крошка. Они обеспечивают "сцепление" между подошвой и землей. Какая же стратегия борьбы с выпавшими осадками используется в Северной столице?
По уверению пресс-секретаря Комитета по благоустройству Петербурга Карины Таукеновой, в городе применяется исключительно натрий хлор (NaCI) или соль поваренная. Применение именно этого средства в комитете объясняют тем обстоятельством, что из всех соляных растворов натрий хлор самый безопасный. Также Таукенова рассказала, что в зависимости от погодных условий на обработку одного метра уходит 50 граммов соли, при этом отметила, что используют "соль на дорогах в полной мере, а на тротуарах - в ограниченных количествах ".
"В этом году город заготовил 130 тонн соли", - сообщила Карина Таукенова. Однако в ведомстве отметили, что одна пятая заготовок – прошлогодние запасы. Сумму, выделенную из бюджета на борьбу с оледенением, в комитете не озвучили, заметив лишь, что в условиях секвестрования на этот вопрос ответить сложно.
Несмотря на сообщение Комитета по благоустройству, общественность продолжает задаваться вопросом о том, какие именно реагенты используются ведомством. Так, группа петербургских активистов планирует провести анализ и экспертизу используемых дорожными службами реагентов.
Прокомментировать ситуацию на сайте попросили крупных производителей реактивов. Глава компании "Реагенты" Алексей Болдин подтвердил, что в Петербурге не применяют реагентных материалов, за исключением соли. "Мы несколько раз предлагали городу свои услуги, наше предложение, видимо, до сих пор рассматривается", - сообщил он. Руководитель другой компании – Zirax - Сергей Мизитов сообщил, что компания все же ведет работу в Петербурге, но лишь на уровне отдельных клиентов - предприятий, гостиниц, клининговых фирм, ТСЖ. "Мы работаем с постоянными клиентами в Петербурге уже в течение шести-семи лет", - добавил он. Кроме того, Сергей Мизитов отметил, что, по его информации, Петербург переходит от песко-соляной модели борьбы со льдом на чистую соль.
Таким образом, за редким исключением в городе используется соль. Во всяком случае, об этом говорят и в Комитете по благоустройству Петербурга, и в компаниях по производству самих реагентов. Другое дело, какой ущерб городу приносит "соляная" схема борьбы с оледенением.
По словам научного сотрудника НИИ химии Вадима Цегельника, практика применения соли в качестве реагента существует исключительно в России. "В Эстонии, к примеру, успешно используется гранитная крошка", - рассказал он. По словам научного сотрудника, соль не только наносит значительный ущерб автомобилям, но и негативно сказывается на экологии, достаточно вспомнить, какое влияние оказывали на окружающую среду соли Аральского моря, разносимые ветром.
Руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев сообщил, что при использовании NaCI происходит процесс "засоления" и способность почвы давать жизнь снижается. Помимо всего прочего, использование соли вредит водоемам. Таким образом, в комплексе ухудшается качество окружающей среды.
"Кроме того, - сообщает Алексей Киселев, - установить рецептуру меняющихся реагентов практически невозможно". При этом, по словам эксперта, каждую весну происходит всплеск хлоридов и солей в водоемах, вода из которых поступает к жителям пригородов.
Однако Алексей Киселев считает, что истинная причина общего загрязнения связана с социальными факторами.
"Проблема соли - проблема дорожного движения", - считает Алексей Киселев. - Вычленять проблему антигололёдного реагента из проблемы транспорта в экологическую проблему я бы не стал. По попустительству чиновников российские города настолько загрязнены, что выделить, что является источником загрязнения, практически невозможно. Это проблема в первую очередь экономическая".
"Борьба с оледенением в городе должна быть системной", - считает руководитель компании Zirax Сергей Мизитов. В качестве примера он приводит модель перехода от использования солей к реагентам. "В первую очередь необходимо вложиться в инфраструктуру города. Ведь переход на новые средства требует не только замены соли на реагенты, но и замены оргехники, создания системы пунктов утилизации, строительства баз хранения реагентов. Более того, при грамотном использовании реагентов доля нерастворимых веществ в средствах ничтожно мала и урон экологии минимален", - заявляет Сергей Мизитов.
Системный и грамотный режим борьбы с оледенением способен привести к сокращению экологического ущерба, считают опрошенные эксперты.
Так, Алексей Киселев приводит в пример Скандинавию, которая по климату почти не отличается от России. "Используется гранитная крошка, которая не сливается в систему канализации, а убирается и используется многократно. При возможности серьезных катаклизмов используется антигололёдный реагент. Но отличие в том, что он применяется по рецептуре, а не как в России – на глазок", - добавляет он.
Алексей Киселев также считает, что причина эффективной борьбы с оледенением заграницей - упорядоченное автомобильное движение, когда снегоуборочная техника в середине дня может спокойно работать на дороге. "Если нам нравятся реагенты, пора пересесть на общественный транспорт", - резонно замечает он.
***
А вот что предлагают читатели "Водителя Петербурга" для решения "гололедного вопроса". Большинство ответивших на наш опрос - 67,7 процента - согласно, что надо, по примеру Финляндии, переходить на гранитную крошку. Но здесь возникает вопрос: а приспособлена ли наша дорожная инфраструктура для использования этой крошки? Удобно ли будет ее собирать? не будут ли забиваться крошкой водостоки дорог?
Около семи процентов - за принудительный перевод всех транспортных средств на использование шипов и цепей. Около четырех - за старые дедовские методы (соль и песок). Чуть больше двух процентов считают, что можно и реагентами поливать, ничего страшного.
Около 15 процентов ответили, что надо отменить зиму. Хорошее решение, но пока что выполнить его не в наших силах. Ничего, вот наступит обещанное глобальное потепление...
Довольно много ответов, которые в общем можно сформулировать так: "Снег надо убирать!" И правда, казалось бы, такое простое решение, а не всегда выполняется так, как надо. Интересно, почему?
Из экзотических вариантов предлагают:
- Напиться и никуда не ехать
- Перестать торговать правами и заставить всех, кто не умеет водить снова пойти в автошколу. У нормальных водителей на нормальной машине на нормальной резине никаких проблем "гололёд" не вызывает.
- Всем ездить на коньках и ходить на лыжах.
- Расстрелять всех частных водителей,если не хотят - раздать зимние велики с шапками-ушанками. Авто - уничтожить.
- радий (как его, интересно, использовать?)
- Запретить эксплуатацию транспортных средств в зимний период.
- Никак не бороться, потому что все равно придет весна и все растает
- Обязать владельцев зданий убирать каждое утро свою территорию тротуара (и как это поможет движению по дорогам?)
- Не надо гонять и надеятся на системы безопасности автомобиля. Садиться за руль и не забывать, что это может быть последняя поездка, если не будешь соблюдать правил дорожного движения.
- Ввести пониженный скоростной режим для зимы
- Лить морскую воду - дешево и эффективно! (только где ж ее взять?)
- Привлекать к уборке снега бомжей и нарушителей общественного порядка
и так далее...