Новогоднее подорожание коммерческого транспорта никого уже не удивляет. Людей интересует лишь: когда и на сколько. В этом году это случилось чуть позже, чем в прошлом — не 2, а 4 января. Стоит отметить, что в этот раз подорожание коснулось всех, даже так называемых «нелегалов».
Например, проезд на маршрутке К-335 от метро «Московская» до Расстанного переулка теперь стоит 16 рублей. Удобных «десятирублёвок», преимущественно ГАЗелей, в спальных районах также не осталось. Теперь в лотках водителей позвякивает мелочь, а сами расчёты стали более длительными. «Нелегалы» на Невском проспекте предлагают прокатиться в своих автобусах за 20 рублей – на 2 рубля дороже, чем в муниципальном транспорте - и при этом на их услуги есть спрос.
Куда сильнее ударило по кошельку подорожание на магистральных маршрутах, проходящих через несколько районов. Теперь за одну поездку приходится выкладывать 26 рублей. Сами понимаете, подготовиться к подорожанию проезда в маршрутках, закупившись жетонами или пластиковыми картами, нельзя. Корреспондент «Водителя» попытался выяснить, что же побудило перевозчиков вновь поднять цены на проезд.
В компании «Питеравто» сообщили, что увеличение стоимости проезда на коммерческих маршрутах ООО связано, во-первых, с подорожанием импортных запчастей, произошедшего из-за роста курса доллара и евро. В настоящее время отечественные транспортные средства на 30-40% комплектуются из зарубежных деталей. Во-вторых, дополнительные средства планируется выделить на закупку импортного оборудования для обслуживания и ремонта автобусов. В-третьих, рост тарифов связан с изменением процентных ставок по лизингу. Кроме того, увеличение оплаты за проезд вызвано общим ростом тарифов в транспортной сфере.
Такие заявления выглядят довольно интересно, если учесть, что в 2008 году компания значительно обновила парк подвижного состава, закупив около 600 автобусов КАВЗ «Аврора» и более 60 ЛиАЗов. Да, при этом в парке компании есть относительно старые ЛиАЗы, закупленные к предыдущему конкурсу, их состояние действительно плачевно. Безусловно, очень много комплектующих в этих автобусах - импортного производства. Однако, по неофициальным данным, двигатели, даже китайского производства, весьма и весьма надёжны и способны долгое время работать без ремонта...
Заместитель директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов прокомментировал ситуацию с подорожанием следующим образом: по его словам, кроме бензина в стране не подешевело больше ничего. Снижение же стоимости топлива всего на рубль не может покрыть других расходов, которые выросли на 20% и более. В частности, компания продолжает расплачиваться по лизинговым соглашениям, ставки по которым в связи с кризисом увеличились. Кроме бензина и солярки автобусам требуются и другие горюче-смазочные материалы, цены на которые также за прошедшие полгода не снижались. Даже банальные коммунальные расходы с 1 января увеличились на 25%, а ведь автотранспортное предприятие - это не только автобусы, но и водопровод, электричество и отопление офисных и производственных помещений. Даже элементарный ангар, где обслуживают автобусы, необходимо отапливать и освещать. Поэтому снижение цен на топливо просто не может перекрыть всех этих потерь, хотя, по мнению многих, и является самым ключевым в ценообразовании.
Ещё один источник в транспортной сфере, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в нынешней ситуации комитет по транспорту виноват больше всего. По мнению источника, чиновники больше занимаются шоу-проектами, которые могут произвести впечатление на вышестоящих чиновников, нежели текущими проблемами. Результатом всего этого и является постоянный рост стоимости проезда.
Что ж, вероятно, в этих словах есть зерно истины. В городе до сих пор реализовано лишь два проекта, которые позволили создать конкурентоспособный муниципальный общественный транспорт – это Лиговский проспект и проспект Просвещения. Скорость сообщения, а также регулярность движения и интервал создали все предпосылки для того, чтобы пассажиры пересели из маршруток в трамваи и автобусы. И если проект Лиговского проспекта получил своё продолжение в виде реконструкции Бухарестской улицы, благодаря чему теперь путь на трамвае от метро «Лиговский проспект» до проспекта Славы занимает всего 30 минут, то все остальные проекты пока остались замороженными. В том же Купчино многие направления обслуживаются, прежде всего, маршрутками, поскольку интервалы в движении автобусов составляют 30 и более минут. Некоторые направления вообще не рассматриваются комитетом по транспорту как перспективные, а вот коммерсанты прекрасно видят, куда нужно добраться людям и где можно извлечь прибыль.
В отличие от муниципального транспорта, маршрутки имеют чёткий интервал движения, который устраивает и пассажиров, и перевозчиков. У последних для каждого автобуса существует определённый план, который машина должна «привезти». Как правило, далее водители уже сами договариваются, с каким интервалом они будут работать, чтобы собрать наибольшую прибыль. При этом в ряде случаев фактически не соблюдаются договорённости с комитетом по транспорту, и на маршрут выходит большее количество коммерческих автобусов, чем прописано в договоре. Вполне понятно, что они собирают всех платёжеспособных пассажиров на данном направлении - зачастую даже тех, кто имеет единый многоразовый проездной билет, но не в силах дождаться муниципального автобуса. В результате сборы на муниципальном транспорте сокращаются, и превращается в транспорт для неимущих и студентов. В свою очередь, снижение доходов заставляет комитет по транспорту поднимать стоимость проезда, чтобы сократить расходы бюджета. Но муниципальных автобусов и троллейбусов на дорогах больше не становится. В свою очередь это приводит к очередному подорожанию маршруток, коммерсанты даже за большую цену будут возить то же количество пассажиров, поскольку больше ехать не на чем.
К слову сказать, в Москве тоже достаточно высокая стоимость проезда. Однако при этом увидеть на дорогах коммерческие автобусы в том же количестве очень сложно. Если же рассматривать многоразовые билеты от ГУП «Мосгортранс», то стоимость проезда аналогична питерской, а автобусы и троллейбусы ходят с завидной регулярностью. В таких условиях московским коммерсантам не создать конкуренции на основе лучших интервалов движения, чем у муниципального транспорта. Сделать же цену проезда ниже, чем на муниципальном транспорте, нельзя уже по экономическим соображениям.
Вобщем, можно сказать, что без проведения жесткой политики в транспортной системе Петербурга и создания условий, в которых муниципальный транспорт будет реально конкурентоспособен, дешёвый всеобщий регулируемый тариф городу не светит. Не стоит, наверное, горожанам надеяться и на то, что подорожание маршруток в начале января будет единственным в этом году.
Владимир Фёдоров