Совсем скоро в полную силу заработает очередная петербургская «выделенка» - на Невском проспекте. Чуть больше года в режиме «выделенной полосы движения» курсирует общественный транспорт на Лиговском проспекте. Итоги первого года работы общественно-транспортного мегапроекта на Лиговке подводит корреспондент «Фонтанки».
Интервал – он и в Африке интервал
Объективный наблюдатель не может не признать: в общем и целом, заранее заявленный на час пик интервал движения общественного транспорта соблюдается. Кое-кто работает даже с перевыполнением плана, и из-за этого в час пик в центре города можно увидеть чудо-чудное и диво-дивное – пустой громадный автобус. И никаких желающих в него погрузиться.
Это потому, что интервал соблюдается с «разумным» допуском «плюс-минус». Автобус № 3 обязан подхватывать пассажиров на остановке каждые 11-13 минут (на официальном сайте ГУП «Организатор перевозок» интервал обозначен жестче – 11 минут). И в долгосрочной перспективе так и происходит. За 49 минут наблюдения мимо проехало три «3-ки». Правда, первые две почти подряд. А следующую желающим пришлось прождать минут 20-25. Это около 7 вечера, официальный час пик. Зато автобус № 65, который по графику должен ходить лишь каждые полчаса, курсировал как заведенный – три за 40 минут. Последний отъехал в сторону Московского вокзала совсем пустым.
Еще один зачет организаторам передвижения социального транспорта по «выделенке» на Лиговке: трамваев и автобусов, переполненных по самое некуда, нет и в часы пик. Так что обещание отправить на эту линию усиленный отряд подвижного состава китайско-турецкого происхождения администрация города выполнила.
Минусы тоже присутствуют. Еще во время торжеств по случаю открытия мегакосмического проекта на Лиговке губернатор Петербурга пообещала: ГАИ сделает все возможное, чтобы отучить недобросовестных ловкачей на легковых авто, за исключением милиции и скорой помощи, вылетать на общественно-транспортную полосу с целью миновать пробку. Прошел год, но хитроумных лихачей победить не удалось: за пиковый час по «выделенке» от Обводного в сторону Московского вокзала промчались только одна «Скорая» и 6 авто разной степени крутости от «Порше-Кайенн» до «Волги». Поймать их никто не пытался. Самое примечательное – в тот момент на основной части Лиговки пробки как таковой не было. Нормальное «плотное движение», максимальное зависание на каждом светофоре - две фазы, но чаще за одну вполне можно было проехать. Но хитроумные неслись по запрещенной полосе, на остановках изящно огибая автобусы и трамваи через двойную сплошную. Охотники за правами, где вы?
Недостатки не превратились в достоинства
Основные «минусы» выделенной под общественный транспорт полосы на Лиговском проспекте сформулировал еще в первую неделю работы этого проекта эксперт сайта «Петербуржцы за общественный транспорт»:
«Схема движения и маршрутов транспорта не продумана, неправильно распределена роль магистрального и подвозочного транспорта (отсюда и диво-дивное – пустой автобус в час пик), выделенная полоса приводит в зону высоко вероятных заторов, где обрывается, перекрёстки и схема движения на прилегающих улицах не проработаны, схема выхода автобуса с правого ряда на маршрутную полосу не проработана, схема выезда автобуса с маршрутной полосы на боковые улицы не проработана».
А еще (это уже в довесок к экспертному мнению) не проработана схема преодоления форс-мажорных обстоятельств – аварий, ДТП, поломок светофоров и прочего, прочего, прочего. Среди прочего – план, который должны выполнять труженики автопарков.
Веселого водителя социального автобуса, курсирующего между Московским вокзалом и Звездной, зовут Шариф. Профессиональный водитель, приехал из Самарканда. На линии работает ровно год. Вполне имеет право отпраздновать годовщину «выделенки».
«Полосу» не ругает, но и не хвалит. И вообще старается отвечать осторожно:
- Нет, сейчас площадь (Восстания – ред.) нормально объедем, пробки нет. Но ведь тоже не пропускают. Вон, притираются…
Машины, не успевшие проехать на Гончарную, и впрямь не слишком хотят пропускать автобус, намеревающийся проехать по кольцу вокруг площади обратно на Лиговку. Шариф аккуратно, но настойчиво выдавливает упрямцев с полосы и проезжает на разворот:
- А когда пробка, дольше стоим, тогда им и назад не сдать.
Первая остановка автобуса после разворота сразу за 5 отделением милиции – на третьей полосе. Согласно разметке – водитель должен остановиться у поребрика, но граждане пассажиры знают, что объезжать припаркованные елочкой милицейские машины водители не любят, и потому толпятся на второй полосе, высматривая нужный транспорт. На остановке Шариф чуть медлит. Явно хочет максимально набить автобус. Зачем? Пресловутый «план»: больше пассажиров – выше зарплата. Лучше всего ловить потенциальных пассажиров у метро, так что у площади Восстания или метро «Лиговский проспект» переждать два-три светофора многие считают за благо. Лично Шарифу, как он говорит, перевыполнение плана может принести 5 тысяч к 20 тысячам рублей оклада.
Наконец, автобус трогается и тут же совершает рискованный маневр поперек пятиполосной Лиговки. Так поступают практически все: чтобы встроиться в «выделенку» у Кузнечного или Расстанной, надо как можно быстрее переместиться из крайне правого в крайне левый ряд. Езда поперек дороги – здесь норма, если можно проехать.
Когда пробка – трудно, - признается Шариф и радуется, что сейчас пробки нет.
Самое главное, чтобы никто не сломался и не столкнулся. Если трамвай встанет или автобус и не успеешь вывернуть (с выделенной полосы на основную магистраль — ред.), тогда долго стоять. Поломки трамваев и ДТП случаются достаточно регулярно.
Хотели, как лучше...
Петербуржцы на профильных транспортных форумах оставляют отзывы самые противоречивые: от «полный абзац» до «при прочих равных от Обводного до метро «Лиговский проспект» можно донестись за две минуты».
Вот несколько цитат (орфография и пунктуация сохранены):
«А что хорошего-то? Пробки как были так и остались, деревья все уничтожили,теперь там вообще не продохнуть»
«Автобусы мешают трамваям на выделенке. Одним словом идиоты. 2-3 дракона (автобусы китайского производства – ред.) стоят с открытыми дверями по несколько смен светофора... а бывало такое, что они по встречке (тоже через двойную сплошную) обгоняют трамвай и в наглую подрезая его влезают перед ним на остановку, а потом стоят и не дают никому проехать».
«Автобусы действительно стоят на остановках подолгу, но после этого на них с ветерком доезжаешь до места назначения. Зато трамвай (в частности 49 маршрут) ползет... Зачем было ремонтировать рельсы, столько раз перекрывать движение на Бухарестской и на Лиговке...если он как ездил по ЧАСУ...так и сейчас ездит... НИЧЕГО НЕ УСКОРИЛОСЬ...»
«Единого управления движением общественного транспорта нет. Частота движения на маршрутах задана без учёта их общей нагрузки на полосу, в результате пропускная способность полосы оказалась ниже заявленных размеров движения. Компенсируется это частично только ставшими закономерностью нарушениями водителями автобусов сигналов светофора на Кузнечном и Растанной».
«Жёсткого расписания не задано, в результате мы видим пробки уже из ОТ на его собственной полосе».
Если вывести из отзывов среднее арифметическое, то получится вечное российское «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Если пробок нет, то один небольшой участок действительно преодолевается с некоторым ускорением. Если они есть – то сэкономленное время съедается на выездах с выделенки.
Стоило это «как всегда» 700 миллионов рублей. Хорошо, хоть сэкономили. Изначально на «космический» проект планировалось потратить 900 миллионов. Окультуривание Невского (включая обустройство «выделенки») обошлось в миллиард рублей, 500 миллионов «съела» новая разметка и новые знаки.
Сергей Черкасов,
специально для «Фонтанки.ру».
Час в час пик на Лиговке
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ