В начале ноября патриарх Алексий (Ридигер) обратился с письмом к президенту России с предложением обеспечить «стабильность финансового положения РПЦ» в новых условиях. В нем предлагается распространить действие системы страхования вкладов физических лиц не только на срочные вклады РПЦ, но и на ее расчетные счета.
Вдобавок РПЦ рассчитывает оплачивать коммунальные услуги по тарифам, установленным для населения, и ждет освобождения от налога не только на богослужебное имущество, но и на административно-хозяйственные объекты.
Письмо заканчивалось просьбой выделить патриархии беспроцентную ссуду для «минимизации негативных последствий финансовой нестабильности». Сообщают, что президент дал поручение «проработать и подготовить предложения». Письмо, по утверждению РБК daily, есть в его распоряжении.
Уже наследующий день пресс-секретарь патриарха заявил, что никакого письма не было, потому что… он его не видел. Впрочем, его речь косвенно подтвердило существование просьбы: «Церковь не просит у государства чужого, но просит вернуть церковную копейку».
Тема того, что РПЦ живет исключительно на последние пожертвования своих прихожан, стала активно эксплуатироваться церковными чиновниками в последнее время как элемент социального шантажа: «Если из-за кризиса уменьшатся пожертвования, церкви придется распустить приюты, богадельни, семинарии…» Разговоры о 3 копейках, которые бабушка положила в церковную кружку, не поехав на трамвае, еще работали в 1980-е годы, и то лишь для семинаристов-первокурсников. Сегодня основными пожертвованиями, на которые осуществляются амбициозные проекты РПЦ, являются «безнал», источник которых - бизнес и государство. Их трудно назвать прихожанами.
На Руси церковь всегда выступала одновременно в роли духовника и духовного вассала государства. В результате церковная экономика, построенная на принципах феодального кормления и ренты, не эффективна. Более того, она не прозрачна. Ни патриарх, ни митрополит, при приходской настоятель никогда не предоставляли своим прихожанам финансового отчета. Отданные патриархии деньги уходят из-под контроля общества и государства и, следовательно, перестают приносить пользу обычному человеку.
Собственно, об этом простом гражданине в дни кризиса никто и не думает. Бродящий по миру призрак кризиса является, прежде всего, «кризисом доверия». Укрепление банковской системы путем финансовых вливаний (а именно этим примером и вдохновлялся патриарх) лишь косвенно защищает граждан, именуемых физическими лицами. На самом деле, одни олигархи, управляющие государством, дают деньги другим, управляющим банками. Цель прозрачна – не только поучаствовать в их доходах, но и прочнее привязать их к себе.
И тому есть конкретный пример. Крик о помощи, адресованный в Кремль, услышали… в Смольном. 6 ноября администрация Санкт-Петербурга бесплатно выделила митрополиту Владимиру (Котлярову) 12 соток земли для дачи в Курортном районе юго-западнее Приморского шоссе по адресу: поселок Солнечное, Лесная улица, 1. Вроде бы на основании городского закона 2005 г. «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства», который дарит их почетным гражданам, Героям СССР, РФ и Соцтруда, и кавалерам ордена Славы, в том числе и Трудовой.
Однако митрополит не является ни почетным гражданином, ни Героем Соцтруда, поэтому остается только угадать, где именно проявились его «особые заслуги» перед городом и страной: в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, законодательства или просвещения. Ибо такое законом тоже предусмотрено.
Местная власть и здесь последовала за своим старшим собратом. 14 октября мэр Лужков увеличил ежемесячные выплаты почетным гражданам Москвы с 10 тыс. до 15 тыс. руб., которых в городе-герое всего 6, в том числе такие небедные люди, как патриарх Алексий и ректор МГУ Садовничий. К чести Петербурга стоит отметить, что подарок своему митрополиту сделан с большим размахом. Рыночная стоимость «солнечного» участка (12 соток по 1 000 000 рублей за сотку) много больше, чем дополнительные 5000 рублей в месяц, что Лужков «отжалел» патриарху.
Дело не в том, что у митрополита есть где жить, что у епархии есть большая дача в Комарове, что о строительстве личного особняка в Новороссийске говорило все петербургское духовенство. Дело в том, что будущее страны, где господствует идеология феодальных «поместий» и «дач» петровской эпохи, совершенно очевидно. И в том, что трудно найти лучший способ дискредитировать религию в глазах общества, чем в дни кризиса раздавать подачки высшему духовенству. Прав был профессор Преображенский: кризис и разруха начинаются не на улицах, они начинаются в головах.
Александр Мусин,
доктор исторических наук, кандидат богословия,
специально для журнала «Город 812»
Духовно богатые тоже плачут?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ