В «Октябрьском» дала сольный концерт Мирей Матье. Выглядела, как волшебная куколка, голос звенел, как колокольчик – словно и не было тех сорока лет, что прошли с ее первого визита в город на Неве. По-прежнему легко и играючи, не допуская и мысли о фонограмме, она демонстрировала высочайшие образцы вкуса, отношения к эстраде, как к достойнейшему, высокому искусству…
Эстрада, которую мы потеряли (если бы не Матье!) предписывает артисту любить и уважать зрителя больше, чем себя. Выйдя на сцену «Октябрьского», Мирей не заголосила: «Привет, Питер!», а поклонилась залу, а затем вознесла руки в сторону балкона – направо, налево. Подошла к краю сцены и поприветствовала партер. И только после этого взялась за микрофон (кстати, поет она не в радиомикрофон, а в обычный, со шнуром, который не фонит и не трещит).
В нашем интервью перед концертом я рассказал Мирей, что большинство российских звезд без зазрения совести дают концерты под фонограмму, и это стало нормой. Изумлению французской гостьи не было предела. Ну как может человек, которого Господь наделил столь редким даром (Мирей родилась в семье, где было 14 детей, и только одна она запела!), выходить на сцену и открывать рот, как рыба. Это же грех, кощунство, а Мирей с детства воспитывалась на христианских ценностях, и петь-то начала ребенком в церковном хоре. Вокалисту требуются ежедневные занятия, тренинг, и ошибается тот, кто решит, что фонограмма голос сохраняет – она его разрушает. Никогда уже фонограммщик не запоет, как прежде. Нынешняя блистательная вокальная форма Матье – не что иное, как результат кропотливой, ежедневной работы.
Рассказал я французской гостье и о том, что многие наши звезды просят охрану не пускать зрителей с цветами к артисту, часто те даже не имеют возможности передать букет из рук в руки, и вынуждены просто бросать на сцену. На концерте Матье в БКЗ все было совсем иначе. Зрителей с цветами охрана встречала как почетных гостей артистки, провожала по одному (!) на сцену, где «гость» мог не просто торопливо сунуть букет, а сказать несколько слов кумиру, поцеловать. Один парень настолько «обалдел» от такого уважительного отношения, что, подарив букет, сбегал в антракте еще за одним, и вновь поднялся на аудиенцию к Мирей…
Еще один урок от Матье – ее отношение к музыкантам оркестра, в том числе и очень молодым. Она не просто представила их скороговоркой, а сделала это с таким почтением, так внимательно, что невольно заставила и публику уважать скрипачей, бэк-вокалистов и других инструменталистов.
Но самое главное – это ее отношение к «архитектуре» концерта, репертуару. Мирей аккуратно, не торопясь вводит публику в свой музыкальный мир: начиная с простых, знакомых мелодий, а уже во втором отделении приступает к более сложным, знаковым. И не случайно второе отделение у нее намного продолжительней, чем первое. В ее репертуаре по-прежнему одни хиты. Новые песни звучат малыми дозами. Мирей не любит менять оркестровки и вокальные трактовки старых песен, но поет их на каждом концерте с такой душой, словно в первый и последний раз. Пример, ее «Чао, бамбино, сорри»!
Еще одно правило от Матье: не делай на сцене того, что может показаться смешным, нелепым. Наши артисты, даже среднего и старшего возраста, повинуясь западному стандарту, нынче пустились в пляс… А Мирей когда-то отказалась от заманчивого предложения сняться в голливудском мюзикле, потому, что понимала: там нужно будет не только красиво петь, но и двигаться, а Господь не дал ей этого дара. Она и в сольном концерте всего пару раз изобразила какие-то движения телом, и вышло у нее это мило, но несколько неловко.
Зато руки француженки удивительно выразительны. А вокал – это целый театр: с неповторимым грассированием, рискованными модуляциями, вокальными полетами ввысь, каскадом интонаций и тембров. Дорогого стоит и ее умение петь на разных языках, продемонстрированное в пятиминутном блоке, когда Мирей исполнила хиты на английском, японском, китайском, итальянском, испанском и, наконец, спела «Очи черные» на русском.
И еще один урок, который вышел за рамки концерта. Приехав в Петербург, артистка, которую называю послом французской культуры, несмотря на всю занятость и понятную усталость, выразила желание встретиться с молодежью во Французском институте на Невском, где горячо и искренне говорила о дружбе между нашими странами. Честно говоря, в эпоху глобализации мы потеряли многие ориентиры, в том числе в искусстве, культуре. Как это ни парадоксально, но во времена железного занавеса советские люди намного больше знали о французской эстраде, кино, живописи…
А нынче как-то мы переключились на американские стандарты, ориентированные на коммерцию, и совсем не знаем новых французских эстрадных звезд, не спешим на неделю французского кино, не приглашаем на гастроли французские театры. А ведь друзей забывать нехорошо! Тем более, если у них есть чему поучиться…
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Фоторепортаж Михаила Садчикова-младшего
Уроки французского от Матье
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ