Конфликт между Героями России командиром батальона «Восток» Сулимом Ямадаевым и президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым перешел в активную фазу. Одна сторона настаивает на роспуске «Востока», другая – что власти субъекта Российской Федерации замалчивают то, что происходит в Чечне. Петербургские чеченцы стараются держаться в стороне от этого противостояния. Между тем, по информации «Фонтанки», стороны все же могут сесть за стол переговоров. Правда, неизвестно, к чему они могут привести, так как у Рамзана цель проста - любой ценой контролировать каждый сантиметр в республике.
Напомним, что поводом к обострению давнего конфликта между Кадыровым и Ямадаевыми стал инцидент, произошедший на трассе «Кавказ» в прошлый понедельник. Близ города Аргун не разъехались кортежи Кадырова и охраны командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. По факту вооруженного столкновения было возбуждено уголовное дело. Главным подозреваемым был назван брат Сулима Ямадаева - Бадруди Ямадаев. По некоторым данным, именно он руководил группой бойцов «Востока».
После инцидента Кадыров обвинил братьев Ямадаевых – Руслана, Сулима и Бадруди – в ряде серьезных преступлений. «Братья Ямадаевы причастны к совершению целого ряда тяжких преступлений, в том числе к убийствам, похищениям, а также к событиям в Бороздиновской», – заявил 16 апреля Кадыров на совещании руководителей правоохранительных органов и представителей силовых структур.
В свою очередь Сулим Ямадаев обвинил руководство республики в том, что оно замалчивает происходящее в Чечне. «Почти каждый день убивают в Чечне. Рамзан (Кадыров) просто явно врет по телевизору. Сейчас все СМИ боятся его, – сообщил Сулим Ямадаев 18 апреля в эфире радиостанции «Эхо Москвы». - Рано или поздно все вскроется: к чему это, наверху не будут долго это терпеть».
Восток – дело тонкое, - сказал в известном кинофильме товарищ Сухов, гуляя по просторам азиатской пустыни. Его слова нашли благодатную почву, правда, уже на чеченской земле. Молодой президент Чеченской республики, казалось бы, еще совсем недавно получивший диплом о высшем образовании, теперь поставил под свой личный контроль практически всю некогда мятежную республику.
Батальоны «Запад» и «Восток», во главе которых стоят такие же как Рамзан Кадыров молодые Герои России Саид-Магомед Какиев и Сулим Ямадаев, всегда находились в независимом положении по отношению к официальным властям Чечни. Для них авторитетом было федеральное руководство.
Естественно, Рамзана, считающего себя человеком, за которым должно быть последнее слово, такое положение вещей, мягко говоря, не устраивало. Видимо, если бы не было ДТП на большой дороге, произошедшего в прошлый понедельник, как говорится, его нужно было выдумать.
Для Кадырова инцидент стал хорошим поводом, чтобы постараться подавить последние очаги «сопротивления». Братья Ямадаевы были обвинены чуть ли не во всех смертных грехах. Неожиданно выяснилось, что младший Бадруди якобы самовольно покинул колонию-поселение, где должен был отбывать наказание за грехи минувших лет. Правда, возникают вопросы, не освобождался ли младший Ямадаев с негласного согласия руководства Чечни, а, может быть, и самого Рамзана Кадырова, который наверняка считает, что в республике без его ведома даже мухи не летают.
Теперь вся властная машина чеченского руководства против братьев Ямадаевых. Ленты новостей пестрят теми ужасами, которые якобы творят их «головорезы», и сводками количества бойцов «Востока», которые с легкостью разрывают контракт с Министерством обороны и переходят на сторону президента Чечни. Наверное, каждый российский контрактник позавидовал бы той легкости, с которой чеченские солдаты переходят из одного силового ведомства в другое. В других регионах это сложная процедура, требующая согласований в разных инстанциях. Видимо, Чечня – это территория особая. Законы бюрократии здесь не действуют. Тем более, если Рамзан сказал.
Руководитель чеченской диаспоры в Петербурге Алхазур Умиев уверен, что этого конфликта следовало ожидать. «Изначально в Чечне политика федеральных властей сводилась к тому, чтобы играть на противоречиях, - заявил он «Фонтанке». - Это не тейповый конфликт, тейпы здесь ни при чем. Это конфликт интересов».
Экс-руководитель чеченской диаспоры в Петербурге Абдула Даудов, несколько месяцев назад покинувший свой пост, в свою очередь, заявил «Фонтанке», что петербургские чеченцы не очень интересуются этим конфликтом. «То, что там происходит – это не наша проблема», - считает Даудов, правда, подчеркивает, что решение этого спора зависит от Кремля.
Между тем, как стало известно «Фонтанке», обе противоборствующие стороны сейчас находятся в Москве. Возможно, уже в самое ближайшее время они сядут за стол переговоров, чтобы найти решение возникшего конфликта. Наверняка это произойдет при участии первых лиц государства. Правда, в пресс-службе президента Чечни Рамзана Кадырова отказались сообщить, где в данный момент находится руководитель региона, в Москве или в республике.
Политолог Борис Подопригора, уделяющий особое внимание Северному Кавказу, уверен, что решение этого конфликта должно быть выработано только в ходе переговоров:
- Пока шла борьба с боевиками-ваххабитами, то кадыровцы и ямадаевцы находили общий язык, были друг для друга союзниками. В данный момент, когда нет активных боестолкновений, военная составляющая чеченского бытия стала значительно меньше. Поэтому воевать приходится реже. Зато амбиции молодых лидеров Чечни, а они оба являются Героями России, таковы, что дорогу никто друг другу в прямом и переносном смысле уступать не хочет. Полторы тысячи силовиков подчинены президенту Рамзану Кадырову. Они состоят в так называемом полку №2 МВД Чечни, носящем имя покойного Ахмат-хаджи Кадырова. Примерно такие же по численности батальоны «Восток» и «Запад», находящиеся в составе 42 мотострелковой.
Правда, по мнению политолога, формальные цифры здесь мало что говорят. Каждый из бойцов имеет братьев, отцов, родственников, кунаков. За каждым стоят их тейпы. Поэтому если не принять меры по урегулированию конфликта между этими, безусловно, лидерами Чечни, то возможно обострение в общечеченском масштабе.
- Конечно, о третьей войне говорить нельзя, - считает Подопригора, - так как ни одна из сторон конфликта не ставит вопрос о выходе из России. Здесь мы имеем дело с обострением многовековых и многочисленных межтейповых конфликтов. В данном случае, было бы легковесно относить их к последнему более-менее мирному периоду. Необходимо мирить. Это единственный выход. Но эта ситуация требует ювелирной работы.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Герои не разошлись на большой дороге
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ