На прошлой неделе художественная секция Градостроительного совета СПб занималась метрополитеном, Дмитрием Шостаковичем и Федором Достоевским. Новую станцию "Спасская" эксперты единодушно одобрили, памятник композитору и дизайн двора Музея Достоевского дружно отклонили.
Как пишет журнал "Город", станция метро "Спасская" станет третьей на Сенной площади. Архитектор Евгений Рапопорт разработал строгую композицию, напоминающую крепостные стены и гранитные набережные, с отделкой травертином (известняк золотистого цвета, по неофициальной информации, закуплен в Греции в необходимом количестве).
Примерно в середине подземного вестибюля под прямым углом пойдут пересадочные коридоры на существующие станции "Сенная площадь" и "Садовая". Напротив них постоянный соавтор Рапопорта художник Иван Уралов (они вместе делают пятую станцию метро) предложил установить две композиции, напоминающие о гении места. На одной — вид взорванного в 1960-х Спаса на Сенной, на другой — два ряда по десять "клейм" в каждом с изображениями разрушенных петербургских храмов. Уралов не намерен фотографически точно воспроизводить облик Спаса на Сенной, речь идет о силуэте, который большинство пассажиров будут воспринимать на бегу. Эксперты посоветовали не увлекаться темными тонами в сумрачном Петербурге.
Идея установить памятник Шостаковичу принадлежит компании "Соломон", которая собирается строить крытую пешеходную галерею вдоль проспекта Энгельса от станции метро "Проспект Просвещения" до улицы Шостаковича. На углу проспекта и улицы задумано изображение композитора в прочном материале.
Художественная секция Градсовета поблагодарила бизнес за патриотическое желание заняться благоустройством, но посоветовала ограничиться памятным знаком, который простыми словами объяснит, кто такой Дмитрий Шостакович и чем он заслужил признательность петербуржцев. Как заметил главный художник города Георгий Шереметьев, в таком месте лучше сквер, чем академическая скульптура.
Наибольший интерес художественной секции вызвала концепция оформления двора Музея-квартиры Федора Достоевского в Кузнечном переулке. Несколько лет тому назад музей занялся двором, чтобы предотвратить его застройку. Позже от этой уплотнительной затеи отказались. Тогда к процессу "освоения" двора подключился комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, был проведен конкурс, в котором победил проект дизайнера Анастасии Михайловой. Она придумала две главные идеи. Первая: раскрасить в разные цвета брандмауэры. На них графично изобразить окна, в которых видны узнаваемые персонажи, например князь Мышкин, внизу нарисовать подворотню с Сонечкой и Раскольниковым. Возможна установка покосившегося фонарного столба. Вторая идея: отделить пространства двора от шумного Кузнечного переулка с помощью забора. Во времена Достоевского точно существовал деревянный забор. Говорят, он вместе с дровяными сараями сохранялся до начала 1900-х годов. Михайлова предложила исполнить забор в металле, и с помощью кованого узора обозначить структуру дерева.
Художественной секции решительно не понравились все эти художества. Как сочетание театрализованных цветных стен с "достоевским" забором, так и сама металлическая изгородь, имитирующая деревянную. В ходе обсуждения выяснилось, что против новодельного забора выступил и КГИОП. Шереметьев напомнил о Венецианской хартии, позволяющей либо воспроизводить памятники на основе достаточного архивного материала, либо минимально намекать на их прежний облик. В данном случае, рисунком на брандмауэрах, обозначающим, как мог выглядеть дворик во времена Достоевского.
Художественная секция высказалась за второй, минимальный вариант. Каким должен быть забор, чтобы устроить все комитеты городской администрации, музей и общественность, должен думать художник.
Какой будет новая станция метро "Спасская"
ПО ТЕМЕ