Защитники прав человека труда хотят упростить процедуру проведения забастовок. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс трехсторонняя комиссия из представителей российских профсоюзов, работодателей и правительства рассмотрит уже в апреле. Правда, как выяснила «Фонтанка», в самой профсоюзной среде уже привыкли к существующей системе и не считают нужным что-то менять.
Рабочие бастовали с незапамятных времен. Первые упоминания о стачках недовольных условиями труда относятся к Древнему Египту. Забастовка рабочих Рамзеса III, правившего в 1184—1153 годах до нашей эры, запечатлена на папирусе, в настоящее время хранящемся в итальянском городе Турине. В России до октябрьского переворота 1917 года (да и в первые годы советской власти) выступления рабочих нередко заканчивались кровопролитием. Последние серьезные стачки в России были в 2007 году, когда на забастовку вышли сотрудники двух автогигантов — «АвтоВАЗа» в Тольятти и «Форд-Всеволожск» в Ленобласти. Крови не было, но нервы у работодателей оказались изрядно потрепаны.
Рабочая группа экспертов при Роструде передала на рассмотрение трехсторонней комиссии профсоюзов, работодателей и правительства РФ проект поправок в Трудовой кодекс (ТК), либерализующий порядок проведения забастовок и протестных акций, связанных с трудовыми спорами.
Идея привести ТК в соответствие с нормами Международной организации труда возникла еще в 2007 году, однако законопроект, значительно облегчающий жизнь профсоюзов, был отвергнут администрацией президента. Теперь судьбу поправок трехсторонняя комиссия собирается определить в апреле 2008 года.
Как заявил «Коммерсанту» один из главных разработчиков документа - заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук, речь, в частности, идет о либерализации в России регулирования деятельности профсоюзов и организации забастовок. "Одна из жалоб, направленных в МОТ (Международная организация труда), касалась непосредственно нашего профсоюза. Поэтому мы и выступили с инициативой изменения законодательства",— рассказал Игорь Ковальчук.
Документ предлагает следующую схему борьбы за свои права. Если на предприятии создано два (или более) профсоюза, а о создании единого представительного органа для ведения переговоров они не могут договориться (сейчас это обязательно), то каждая «ячейка» может самостоятельно вести переговоры и заключать соответствующие соглашения с администрацией. Также в законопроекте корректируется норма, регулирующая право выдвижения требований по коллективному трудовому спору. Профсоюзам дается право формировать их самостоятельно - без необходимости обязательного утверждения на общем собрании (конференции) работников всей организации. Такое же право дано профсоюзам и в отношении объявления забастовки. В соответствии с рекомендациями МОТ, снижен предел кворума для принятия решений о проведении стачек.
Как рассказал «Фонтанке» главный специалист по деятельности трудящихся представительства МОТ в России Стен Петерсон, его организация призывает модернизировать республиканские законодательства так, чтобы трудящимся не нужно было прибегать к забастовке, как к крайней мере. «Вот, например, в Скандинавских странах практически нет забастовок. Почему? Потому что в этих государствах выработаны четкие механизмы решения трудовых споров в досудебном и дозабастовочном порядке, - заявил «Фонтанке» Петерсон. - Но я убежден - Трудовой кодекс – это живой организм. Он должен развиваться в соответствии с потребностями рынка труда».
Большинство петербургских профсоюзов в настоящее время и так не прибегают к такой мере решения трудовых конфликтов как забастовка. В этом убежден Сергей Максименко, руководитель организации «Единство ради прогресса» («политического крыла» Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области): «Есть закон, регламентирующий забастовки. Мы к этому механизму не обращались. Просто не было реальной необходимости. Мы ограничивались митингами, пикетами и переговорами с работодателями».
Даже те профсоюзы, которые все-таки бастуют, уже привыкли лавировать в «волнах» статей Трудового кодекса и пока что не стремятся к его изменению. «Трудовой кодекс на стороне работодателя. Это факт, - уверен заместитель председателя профсоюза петербургского филиала «Почты России» Дмитрий Пацук. - Но мы нашли выход. Члены нашего профсоюза, чтобы отстоять свои права, попросту отказываются выполнять то, что не предусмотрено трудовым договором. Юридически это не забастовка, но фактически это она».
Впрочем, наблюдатели уверены, что власти в настоящее время не готовы к кардинальным изменениям в отношениях между работниками и работодателями, и вынесенные на трехстороннюю комиссию поправки в Трудовой кодекс, скорее всего, не будут поддержаны профильным Думским комитетом. Конечно, Госдума, возможно, внесет незначительные корректировки в ТК, но они не скажутся на расширении возможностей трудовых коллективов в отстаивании своих требований.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Бастовать по упрощенной схеме
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ