В воскресенье, 26 августа, на «Первом канале» стартовала очередная, седьмая по счету, «Фабрика звезд». После продолжительного перерыва (предыдущий проект закончился в июне 2006-го года) гигантский музыкальный конвейер, изменивший ландшафт всей отечественной поп-культуры, снова заработал. Среди фабрикантов и житель Ленинградской области Георгий Иващенко.
Напомню, самая первая «Фабрика» начала дымить трубами еще осенью 2002-года. С тех пор в нашей стране многое изменилось: одержали полную победу ценности общества тотального потребления, гламур, глянец (как в советские времена трезвость и высокая идейность) стали нормой жизни каждого «успешного» и «перспективного» индивида, а все возможные сферы бытования в социуме – от секса до политики – окончательно перешли в плоскость виртуального. Сама же «Фабрика звезд» превратилась в символ эры пустоты «нулевых» годов - эпохи безвременья, в которой правят карьеризм, воля к власти, прагматизм и еще более могущественные, достигающие космических масштабов скука и апатия.
В чем основной смысл этого телепроекта (естественно – заимствованного из практики американского развлекательного телевидения)? В том, что молодой, еще не до конца созревший – психически и социально - человек за считанные недели может получить славу (медийную «раскрученность» и «засвеченность»), звездный статус и песенный репертуар, которые ранее персонажи поп-эстрады наживали годами. Иначе говоря, в том, что из практически любой «формы», любого исходного человеческого материала можно за пару месяцев слепить звезду, и ее полуфабрикатную продукцию впоследствии будет покорно «хавать» прозомбированная телевидением массовая аудитория. Количество эфиров на главном российском телеканале, как известно, нисколько не улучшает качества навязываемых нам виртуальных кумиров, но зато очень сильно влияет на степень народной любви и привязанности к ним. Как говорил Владимир Познер, если по телевизору каждый день показывать ослиную задницу, ее станут узнавать на улицах.
Мадонна, Майкл Джексон, Алла Пугачева – все эти и многие другие иконы отечественной и мировой поп-сцены являлись самородками, т.е. людьми, самостоятельно выгрызавшими свою славу и самостоятельно творившими мифологию о собственной персоне. Для восхождения на самую верхушку музыкального олимпа они, кроме того, обязаны были сочетать в себе качества не только певца-композитора-артиста, но и продюсера, администратора, пиар-директора, стилиста, психолога.
Теперь механизм полностью изменился. Достаточно обладать стильной внешностью и минимальными музыкальными способностями, дабы получить шанс стать звездой быстрого приготовления. Счастливчик попадает в заботливые руки целой команды профессионалов, акул шоу-бизнеса, которые вкладывают в очередного «голема» (как назвал «фабрикантов» философ Александр Дугин) частичку своих знаний и умений. К слову, качество «фабричной» продукции, начиная с 2002-го года, неизменно ухудшалось. Судите сами: среди выпускников первого проекта числились группы «Фабрика» и «Корни» - артисты, конечно, не выдающиеся, но хотя бы более-менее качественные и яркие, в целом соответствующие уровню нашей эстрады. Затем же на «Фабрике» стали учащаться случаи брака – только так можно охарактеризовать отдающую пластмассой суррогатную продукцию вроде Ирины Дубцовой, Натальи Подольской или Никиты Малинина.
Нынешняя «Фабрика звезд» - апофеоз безликости и серийности. Каждый из участников здесь соответствует определенному типажу (что, впрочем, и закономерно для фабричного производства, где по стандартам изготавливается любая гайка). Есть, например, своя секс-бомба, девушка-вамп (их в истории проекта, скажем прямо, было предостаточно), свой «фрик» (наподобие чудака Михаила Гребенщикова с первой «Фабрики»), своя рэп-звезда а-ля Тимати. Еще больше среди новых полуфабрикатов обнаруживается однотипных субтильных мальчиков-метросексуалов и скромных, в меру сексапильных провинциальных девочек, скорее подходящих для шоу «Ты – супермодель». Я не большой специалист в области вокала и эстрадного искусства, но, как мне отчетливо показалось при просмотре воскресного концерта «Фабрики звезд» на «Первом», никто из участников не обладает ни сильным голосом, ни яркими артистическими способностями. Вместо этого на сцене были лишь подростковые амбиции, понты и откровенное кривляние. Ну, конечно, еще традиционное для подобных мероприятий восхищение в глазах молодых исполнителей, смешанное с недоумением - «Как? Неужели я пою с самим Киркоровым?!».
Интересно, что по своему составу новая «фабричная» смена вышла международной и интернациональной. Компанию российским конкурсантам составляют участники из Украины, Беларуси и Латвии, а также проживающие в России юноша-африканец (видимо, должный повторить успех «шоколадного зайца» Пьера Нарцисса) и экзотичная девушка-мулатка, в жилах которой течет португальская, испанская, татарская и африканская кровь. Скажите, что это, как не воплощение принципа политкорректности – той самой насаждаемой в современном глобализованном обществе мертворожденной морали, запрещающей, например, делать отрицательными героями в фильмах темнокожих людей?
На этом в новой «Фабрике» все интересное и заканчивается. Такой отдающей совдепом скуки, как на первом воскресном концерте «фабрикантов», я не видел давно (не считая, разве что, традиционные субботние «огоньки»-телеоргии на канале «Россия»). Уже имена приглашенных звезд говорят о многом: Филипп Киркоров, София Ротару, Кристина Орбакайте. Ни грамма оригинальности в мышлении продюсеров шоу не обнаружилось. В роли последних, кстати, на сей раз выступили Константин и Валерий Меладзе. Выбор руководителей для шестой «Фабрики звезд» довольно предсказуем: в прошлом на проекте уже трудились Игорь Матвиенко, Макс Фадеев, Игорь Крутой и даже Алла Пугачева. Теперь отечественная музыкальная индустрия исчерпала ресурс профессионалов. Братья Меладзе – едва ли не последние деятели шоу-бизнеса, подходящие по своему масштабу на должности «фабричного» худрука и продюсера.
Понимая, что население у нас хоть и непростительно нетребовательное, но все же не совсем тупое, и бесконечное поедание музыкального «Доширака» ему может опротиветь, создатели новой «Фабрики» пошли на ряд нововведений. Так, теперь на старте проекта два места в составе участников оказываются свободными. За них будут бороться те, кто оказался на так называемой «скамейке запасных» и не прошел кастинг. Кроме того, сообщается, что отныне конкурсантам, прямо как в реалити-шоу «Голод», придется самостоятельно зарабатывать себе на пропитание (песней-пляской, надо полагать).
Все остальное – как прежде. Жизнь участников в «звездном доме» под круглосуточным прицелом телекамер, занятия с педагогами (вместо которых, однако, зритель все предшествующие сезоны чаще видел дуракаваляние «фабрикантов» или их скандалы и истерики), отчетные концерты по воскресеньям с наспех отрепетированными дуэтами со звездами и занудными, опять-таки на скорую руку написанными музыкальным продюсером песнями в исполнении конкурсантов. В общем, перефразируя гимн «Фабрики», можно сказать: круто, дорогой телезритель, ты попал...
Сергей Ильченко-мл.
На "Фабрике" началась новая смена
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ