Труппа японского театра «Кегэн» прибыла в Петербург впервые. Театр с более чем 600-летней историей и традициями, безусловно, может быть интересен зрителю. Однако необходимо и понимать, что за этими традициями кроется значение движений и слов актеров, и ответ на вопрос: почему именно этот вид древнего японского театра так завораживает японскую публику. Силу коллективного бессознательного вместе со студентами Восточного факультета СПбГУ проверял сегодня и корреспондент «Фонтанки».
Встреча началась необычно – по просьбе телевизионщиков актеры театра Сигэяма Сэннодзё (84 года), Сигэяма Акира (55 лет) и Сигэяма Дози (24 года) показали своеобразный этюд. Господин Акира отдавал мысленные приказания коллегам, а те, отвечали плачем японской совы. Повторить этот плач должны были и зрители, а иначе «на человека может найти проклятие, а некоторые могут лишиться жизни». Так увещевал развеселившихся студентов Сигэяма Акира, а буквально через 5 минут заявил, что «все это враки, и верить им не стоит».
История театра «Кегэн» передается из уст в уста вот уже 600 лет. «Кёгэн» – это живая, народная, энергичная драма с остроумными репликами. Среди персонажей здесь могут появляться мертвецы, божества, привидения или роковые красавицы, но они будут показаны лишь в карикатурном, смешном виде. Главным героем здесь, как говорил Николай Гоголь в «Ревизоре», является смех.
Смех в этом виде театра необычен. Любопытно, что почувствовать себя актером «Кегэн» может любой. Приготовились? Теперь опускаем голову вниз и с высокого голоса на низкий громко и ритмично произносим: «Ха-ха-ха-ха-ха». В основе речи актера «Кегэн» лежит громкоголосый монолог с ритмической основой. Вызвано это скорее историческими реалиями. Когда-то актеры этого театра выступали на площадях, как борцы сумо, они играли на песчаных помостах, окруженные публикой. Микрофонов, естественно не было, отсюда один из постулатов театра – «говорить громко, но так, чтобы не ранить слух рядом стоящих зрителей». Слух речь господина Акира действительно не резала, а текла мелодично. А вот его сын Сигэяма Дози говорил достаточно пронзительно. Студенты восточного факультета старались повторять за артистом, получалось не у всех, но делали они это с большим удовольствием.
Еще одной особенностью театра является почти полное отсутствие декораций, все свои действия актеры сопровождают словами. Например, по сцене они передвигаются, устно обозначая «путь для прохода». При помощи пластики и звуков артисты могут показать почти все, будь то камень, брошенный в голову, или процесс поглощения большого стакана спиртного, горе и радость, смех и слезы.
Актеры «Кегэн» - люди непростые. Искусство игры передается им из поколения в поколение, заниматься они начинают лет с 2-х – 3-х. Как заявил сегодня Акира, если в семье рождается мальчик, то другого пути, кроме как на сцену, у него нет. И стать актером «Кегэн» можно только родившись в этой семье. В Петербурге династия выступит 28 и 30 марта в Мюзик-холле.
Справка: «Кегэн» - японский средневековый фарс. Сложился он одновременно с аристократическим театром «Но» в XIV – XVI веках, расцвет искусства «Кегэн» относится к XVIII веку. Изначально «Кегэн» исполнялись на разговорном языке и были широко популярны среди народа. Он был импровизационным; тексты пьес менялись при каждом представлении в зависимости от состава публики и исполнителей. Лучшие варианты сюжетов и актерского исполнения по мере развития театра передавались по наследству в устной традиции.
Канонизированные традиционные тексты были записаны (в основу известного сборника «Кегэн-ки», содержащего 200 пьес, положены ксилографии XVII века). Представление «Кегэн» обычно продолжается 10 - 15 минут, в нем действуют 2-3 персонажа, сюжет занимателен и динамичен. Кроме того, «Кегэн» часто используют для создания коротких комедий и танцевальных пьес в театре «Кабуки».
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Фото автора
Династия «Кегэн» в Петербурге (фото)
ПО ТЕМЕ