Если страховая медицина и бедствует, то не вся. В последней декаде ноября петербургский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) закупил для служебных целей четыре автомобиля «Форд-Фокус», выпущенных автомобильным заводом во Всеволожске.
Эта «великолепная четверка» въехала во двор Территориального фонда на Московском, 120, неделю с небольшим тому назад. Машины с номерами 226-229 приобретены у «Евро-Моторс», официального дилера компании «Форд мотор компани», расположенного практически по соседству, за перекрестком.
В автосалоне «Евро-Моторс» такая модель стоит чуть больше четырехсот тысяч рублей. Со всеми необходимыми дополнениями – сигнализацией, обязательной страховкой, регистрацией и т/о – набегает до 427 тысяч (это если ограничиться ОСАГО и простейшей системой сигнализации).
Экономисты от медицины пополнили свой автопарк как раз перед всемирным днем инвалидов, - и буквально через несколько дней после того, как в ЗАКСе обсуждали сложившуюся ситуацию, при которой 330 тысяч инвалидов в Петербурге, в число которых входит около 12 тысяч инсулинозависимых, могут остаться без льготных лекарств. Долг перед поставщиками к этому времени дорос до двух миллиардов ста тысяч рублей. В результате больше половины федеральных льготников прервали курс лечения из-за отсутствия в аптеках нужных препаратов.
Но какие могут быть претензии к Территориальному фонду? Как утверждают в городской администрации, проблемы коснулись лишь «федеральных» льготников; город же «свою» часть лекарств оплачивает бесперебойно. Что же касается астрономической задолженности, то образовалась она якобы исключительно по вине «центра»: Минздрав и Федеральный фонд ОМС резко сократили количество льготников и перевели на поставки лекарств в регион лишь полтора миллиарда рублей, - вместо требуемых трех с половиной.
Спору нет: сумма, потраченная ТФОМСом на приобретение автомобилей - капля в море двухмиллиардного дефицита «аптечных» денег. И проходит она по другой бюджетной статье, да еще другого медицинско-страхового ведомства (Территориальный фонд финансируется и контролируется не столько федералами, сколько местной властью). С формальной точки зрения не придерешься.
Выходит по старой бюрократической формуле: «пусть вымрет клиент, но торжествует порядок». Если же подходить по-людски, то на фоне аптечных очередей и неотоваренных рецептов новенькие авто во дворе Фонда смотрятся откровенно цинично. Для сравнения: миллион семьсот тысяч рублей, в которые обходится приобретение четырех «фордов», - это сумма, достаточная для обеспечения 144 инсулинозависимых больных годовым запасом жизненно необходимого лекарства. То есть лакированные игрушки оказываются нужнее здоровья примерно полутора сотен людей.
Кстати, бюджетная роспись (в том числе и та его часть, что отведена «внутренним» расходам страховщиков) пополняется из одного источника: из кошелька обывателя. И каждый, кто отчисляет из своей зарплаты средства в обеспечение медицинского полиса, склонен думать, что платит в первую очередь за лекарства и услуги, - не за комфорт посредников.
Верх берет другая логика: чиновно-эгоистическая. Структура, распределяющая «здравоохранительные» средства, стремится избавить от острой финансовой недостаточности прежде всего себя. И таким образом по-своему воплощает в жизнь старую медицинскую заповедь «Исцелись сам».
Дмитрий Полянский
Полный вариант этого текста читайте в газете «Ваш тайный советник» от 4 декабря 2006 года.