Фильм, наверное, самого известного из американских «независимых» режиссеров был представлен взыскательному петербургскому зрителю. «Сломанные цветы», конечно, не настолько медитативно-созерцательны, как «Мертвец», и не настолько бессюжетны, как «Кофе и сигареты», но что-то общее во всем этом есть...
Если кто-то сомневается, что Петербург это «культурная столица» и российское «окно в Европу», то он мог легко рассеять свои сомнения, заглянув в минувшие выходные в кинотеатр «Мираж». Субботний вечер. Сеанс из серии «линия интеллектуального кино». На экране новый фильм Джима Джармуша «Сломанные цветы», взявший «Гран-при» на последнем Каннском фестивале. Тихий английский звук, дублирующийся русскими субтитрами. (Какое же это удовольствие – слушать настоящий голос Билла Мюррея, не испорченный «дубляжом»). Полный зал. На соседнем диване лежат цветы – кажется, даже, «тематически» розовые. Может быть, и не все были готовы смотреть Джармуша на английском, но никто не уходит. Лишь после сеанса разговор двух девушек – «Ничего не поняла, почему такое название? И чем все кончилось?».
Джим Джармуш, наверное, самый известный из американских «независимых» режиссеров, который в Европе ценится значительно больше, чем у себя на родине. Самыми известными фильмами Джармуша являются «Таинственный поезд» (приз в Каннах за «художественный вклад»), «Мертвец» с Джонни Деппом (в 1995-м Депп был еще «неизвестным арт-хаузным актером») и «Пес-призрак». Большой резонанс получил и прошлогодний фильм Джармуша «Кофе и сигареты», состоящий из новелл, которые режиссер снимал на протяжении 20 лет. Играл в нем и Билл Мюррей, поклонником таланта которого является Джим Джармуш. Самая известная роль Мюррея, конечно, в фильме «День сурка». А вообще на его счету не один десяток ролей – от блокбастеров, таких как «Охотники за привидениями», до интеллектуального кино – «Эд Вуд» Тима Бартона, «Трудности перевода» Софьи Копполы, «Кофе и сигареты» Джармуша. Теперь вот «Сломанные цветы».
В фильмах Джармуша, обычно, совершенно неважно, чем все кончилось. «Сломанные цветы», конечно, не настолько медитативно-созерцательны, как «Мертвец», и не настолько бессюжетны, как «Кофе и сигареты», но что-то общее во всем этом есть. Сюжет есть, есть хороший юмор - это, даже, позволило прокатчикам формально назвать «Цветы» романтической комедией.
Человек, хорошо разбирающийся в девушках и компьютерах, «старый Дон Жуан» Дон, роль которого и исполняет Билл Мюррей, получает письмо. Письмо от девушки, с которой Дон жил 20 лет назад, но их роман довольно быстро закончился. В письме сообщается, что у Дона есть 20-летний сын и теперь этот сын отправился искать своего отца. Все бы хорошо, только за тот временной период, речь о котором идет в письме, у Дона было пять девушек. А в письме нет никаких намеков на его авторство. И Дон решает найти всех пятерых.
Впрочем, все это совсем не важно. Именно поэтому, завершение сюжетной линии и остается на додумывание зрителю. «Был ли мальчик», или это шутка последней подружки Дона? Важнее путешествие героя, как и в случае с «Мертвецом» - скорее внутреннее, чем внешнее. Важнее детали, как и в «Кофе с Сигаретами», они дают намного больше пищи для размышлений. Розовые цветы, розовая визитка, розовый мотоцикл, фотография девушки-хиппушки из 70-х (а не являются ли все пять дам возможными продолжениями её пути?), эфиопско-медитативный саундтрек - все это много важнее, чем «решение загадки».
У Мюррея в этом фильме почти нет текста – говорят, в основном, его глаза (тоже не новость для поклонников Джармуша). А когда он, наконец, по настоящему открывает рот, то говорит, что прошлое далеко и его не вернуть, до будущего надо еще добраться и у нас есть только настоящее. Им стоит жить. Возможно это и есть итог путешествия? Решайте сами.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру