Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Дело Гиренко»: год спустя

«Дело Гиренко»: год спустя

3 206

Несмотря на титанические усилия правоохранительных органов по раскрытию убийства известного ученого-этнолога, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) имени Петра Великого Николая Гиренко, дело так и остается нераскрытым. Как сообщили в правоохранительных органах, ни обвиняемых, ни подозреваемых в совершении этого преступления нет. И это при том, что было проведено огромное количество оперативных и следственных действий.

Убийство известного борца с экстремизмом Николая Гиренко произошло год назад, в субботу, 19 июня 2004 года. В то утро Гиренко с семьей собирался ехать на дачу. В квартире находились жена, две дочери, зятья, внуки правозащитника. Около девяти утра в дверь позвонили. Старшая дочь Гиренко - Екатерина - подошла и спросила: кто там? Мужской голос попросил Николая Михайловича. Подошел Гиренко и задал аналогичный вопрос. И тут раздался выстрел. Пробив хлипкую деревянную дверь, пуля вошла в правое плечо мужчины. Само по себе ранение смертельным не было. Однако по роковому совпадению пуля оказалась «блуждающей», то есть со смещенным центром тяжести. Из-за этого она не продолжила путь по своей траектории, а начала вращаться в теле Гиренко. Николай Михайлович умер на глазах шокированных домочадцев.

Надо сказать, что из всего подъезда на выстрел отреагировала лишь одна соседка, которая заметила двух убегающих молодых людей. По ее описанию, подросткам было лет 16 - 17. Оба худощавые. Один - с короткими светло-русыми волосами, в темно-синей бейсболке, темной ветровке, темных брюках. Второй - с короткими темно-русыми волосами, в темной (предположительно - черной) куртке, темных брюках, через плечо - синяя сумка. Убегали дворами, причем ни на месте преступления, ни в окрестностях оружия выброшено не было. По «горячим следам» задержать преступников не удалось.

Позже в результате баллистической экспертизы сотрудникам правоохранительных органов стало известно, что орудием убийства был обрез немецкой винтовки «Маузер», калибра 7,62 миллиметра.

Практически сразу расследовавшим убийство сотрудникам правоохранительных органов стало понятно, что убийство - череда роковых случайностей. Ни один мало-мальски уважающий себя профессиональный киллер не стал бы стрелять из обреза Второй мировой через дверь. Гораздо предпочтительнее выглядят версии, что либо ученого хотели просто попугать, либо преступники вовсе не задумывались о последствиях.

По словам людей, хорошо знавших Гиренко, угрожали ученому постоянно. Причем последняя угроза по телефону раздалась за несколько дней до убийства. Совершались на Николая Михайловича и нападения. В частности, в ноябре 2003 года неизвестные ударили правозащитника по голове дубинкой.

Оперативно-розыскные мероприятия шли по нескольким направлениям. С одной стороны, оперативники отрабатывали так называемую экстремистскую среду, с другой - «черных копателей» (впрочем, эти среды довольно тесно переплетаются: не секрет, что некоторые из скинхедов являются по совместительству «черными следопытами»). Вероятность того, что обрез «Маузера» - «копанка», составляет практически 100 процентов.

Расследования АЖУРа и правоохранительных органов шли параллельными путями. Исходя из работ Гиренко в качестве эксперта по межнациональным отношениям, проблемам национал-экстремизма и фашизма, было совершенно логично пообщаться с одним из самых известных экстремистов Петербурга - лидером Партии свободы Юрием Беляевым.

- Я его знаю давно, - говорит Юрий Беляев, - с девяностого года, когда мы были еще депутатами (Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов. - Авт.). И он вместе со своим дружком Юрием Шмидтом постоянно строчил на меня доносы в прокуратуру.

По словам Беляева, в то время, когда он четыре месяца воевал в Югославии, Николай Гиренко вместе с Юрием Шмидтом трижды на одном заседании ставили на голосование вопрос о лишении Беляева депутатской неприкосновенности, причем первые два раза набрать необходимое количество голосов не удавалось. Этим, по мнению Беляева, Гиренко нарушил закон, так как ставить на одном заседании три раза один и тот же вопрос не положено. В свою очередь, горпрокуратура, как говорит Беляев, «тогда шила на него дело». В результате лишения неприкосновенности по прибытии из Югославии Беляев провел десять суток в каталажке.

- Нам бы, конечно, было приятно взять этот случай на себя, - говорит Юрий Беляев, - но дело в том, что это не мы. По моему делу в 96-м году, когда был процесс, он делал экспертизу (которую, кстати, потом Верховный суд отменил как необоснованную). Потом по всем другим делам. Даже по «шульцам» экспертизу делал. И соответственно кто-то решил - много знает.

Практически сразу после убийства в экстремистской среде прошел слух, что, дескать, к убийству Гиренко имеет отношение бывший соратник Беляева. А мотив преступления - досадить бывшему партайгеноссе. Примечательно, что на протяжении примерно недели мобильный телефон этого человека был выключен. Создавалось впечатление, что он скрывался.

К моменту, когда телефон заработал, на сайте так называемой «Русской республики» (РР) был опубликован приговор Николаю Гиренко. В беседе с сотрудником Агентства журналистских расследований лидер РР Владимир Попов признался, что убийство было совершено по его приказу, однако деталей он не знает. Аналогичное заявление сделал и один из «министров» РР Александр Втулкин.

Во время встречи с человеком, которому слух приписывал убийство, тот повел себя очень странно. Парень был чрезвычайно нервозен, пил пиво (чего раньше за ним особо не замечалось) и всячески подчеркивал, что об убийстве впервые слышит и вообще, кто такой Гиренко, не знает. В процессе разговора, правда, он проговорился, что ему известны обстоятельства убийства. То есть о преступлении он слышал и, кто такой Гиренко, знал.

Примечательно, что большинство экстремистов и скинхедов предпочитали говорить, что фамилию Гиренко слышат впервые и понятия не имеют о происшествии.

Однако можно предположить, что большинство из них лукавили. Дело в том, что Николай Гиренко участвовал во многих судебных процессах в качестве эксперта по межнациональным отношениям и проблемам национал-экстремизма. Среди громких дел фигурировало дело в отношении сотрудников Центрального музея Андрея Сахарова в Москве, процесс по газете «Русское вече» в Великом Новгороде. В Петербурге в качестве эксперта он привлекался к судебным разбирательствам об убийстве торговца арбузами Мамеда Мамедова, к суду над организацией «Шульц-88», в ближайшее время ученый снова мог быть вызван в Великий Новгород для участия в судебном процессе над пятью задержанными членами РНЕ. Всего ученый провел около двух десятков экспертиз.

Надо сказать, версия, что нить убийства тянется в Новгород, быстро отпала. Дело в том, что у местных членов РНЕ, как только ими стали интересоваться правоохранительные органы, началась глубокая и длительная депрессия, из-за которой впоследствии они даже не могли заниматься своим любимым делом.

Не подтвердилась, скорее всего, и версия о причастности к убийству членов группы «Шульц-88» (во всяком случае, она отработана и результата не дала).

Как сообщил корреспонденту «ТС» источник в правоохранительных органах, на сегодня в деле Гиренко нет ни обвиняемых, ни подозреваемых. Несмотря на огромный пласт проделанной работы, убийство правозащитника по-прежнему не раскрыто. В качестве же основной версии рассматривается следующая: встретились два подростка, у одного был адрес ученого, у другого - винтовочный обрез. Что было дальше - известно.

Олег Булух ,
Полностью материал, посвященный годовщине со дня гибели Николая Гиренко, можно прочитать в номере газеты «Ваш Тайный советник», который вышел в свет сегодня, 27 июня.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях