В ближайшее время на рынке наружной рекламы города может развернуться настоящая война. Как считают эксперты, именно к таким результатам должна привести инициатива руководства комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), которое на этой неделе заявило о том, что считает нужным демонтировать крупногабаритные рекламоносители в историческом центре города.
Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» глава КГА Александр Викторов, сейчас комитет совместно с Комитетом по печати разрабатывают общие правила, по которым и будут размещаться рекламный «крупноформат». Эти принципы войдут в правила застройки, которые чиновники рассчитывают принять в этом году. В планах КГА - ужесточить правила размещения объемных рекламоносителей по всему городу, а в историческом центре ввести наиболее строгий регламент.
Впрочем, так и остается неясным, почему данный вопрос городские власти не урегулировали до сих пор, учитывая, что правовая основа для этого имеется. Еще в 2003 году бывшим губернатором Владимиром Яковлевым было принято распоряжение, которое запрещало появление на территориях и магистралях так называемой первой архитектурно-исторической значимости носителей, площадь которых превышала бы 10 квадратных метров. Тем не менее, до сих пор подобные, и даже более крупные установки прекрасно уживались по соседству с памятниками архитектуры.
Но больше всего в КГА недовольны наличием рекламоносителей на зданиях, которые не относятся к городскому ведению. «Есть неприятные ситуации, когда частные предприятия размещают на своей территории крупноформатную рекламу, не согласовав ее с городом, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Викторов. - Такая ситуация наблюдается на Каменноостровском проспекте (ее разместила бывшая фабрика «Интурист»), на Московском проспекте, где на территории молокозавода стоит огромная рекламная установка, которая не предусмотрена никакими регламентами».
За то, каких размеров реклама будет «красоваться» на частных зданиях, отвечает напрямую КГА. Именно этот комитет выдает архитектурно-планировочные задания (АПЗ), которые являются документом, разрешающим частным собственникам повесить на своем здании ту или иную рекламу. На АПЗ обязательно имеются подписи главного художника города и главы КГИОПа (если здание находится в охранной исторической зоне). Фактически это значит (исключая частные случаи «несогласовки»): тем, что сегодня «висит» на частных зданиях исторического центра Петербурга, жители и гости города обязаны именно этим структурам. Сейчас в КГИОПе говорят о том, что пришло время обязать и ГЦРР, который контролирует городские территории, согласовывать размещение рекламоносителей с руководством Комитета по государственному использованию и охране памятников.
Вообще, рынок наружной рекламы с каждым годом притягивает все больше желающих его контролировать. По данным ГЦРР, количество крупногабаритных рекламоносителей за последние пять лет в Петербурге увеличилось в пять раз. К ним относятся брандмауэры, крышные установки, суперсайты, арки и огромные электронные дисплеи, которых в городе насчитывается несколько десятков. Сейчас «крупногабарит» составляет примерно 6,5 процента всего рынка наружной рекламы и приносит бюджету около 1 миллиона долларов в год.
В ГЦРР утверждают, что пока никаких писем из КГА с перечислением намеченных к демонтажу объектов не получали. Впрочем, по мнению экспертов, если КГА действительно развернет борьбу с крупногабартиной рекламой, то это может вызвать в городе огромный скандал и массу судебных исков. «Бизнес развернет войну против КГА, причем «главным врагом» будет его глава - Викторов, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» один из участников рынка. – Учитывая то, как отреагировал рынок на недавний демонтаж рекламоносителей, не согласованных с ГЦРР, а также на решение, которое по этому поводу принял суд, очевидно, что планы Викторова останутся только его планами. Может быть, КГА и демонтирует несколько объектов, но на этом и остановится. Или его остановят бизнес и суды. Планы КГА неосуществимы, поскольку их реализация будет противоречить закону».
Напомним, недавно городской суд Петербурга, рассмотрев иск одного предпринимателя, пострадавшего в результате массового демонтажа рекламоносителей, принял решение запретить ГЦРР демонтировать вывески кафе, ресторанов, магазинов и офисов, не заключивших договор с Центром на размещение своей рекламы.
Надежда Зайцева,
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру