Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. Сами автозаводы считают, что их участь — собирать иномарки.
Как пишут «Ведомости», в 2004 году автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10 процентов, а иномарок - удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам. Но чуда не случилось.
За первый квартал 2005 года продажи российских автомобилей упали на 14 процентов, в то время как иномарок – увеличились в полтора раза. По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили.
Специалисты считают, что через 3-5 лет все отечественные автозаводы, кроме "АвтоВАЗа", перейдут на производство нишевых автомобилей, а в долгосрочной перспективе и ВАЗ не выживет как самостоятельный игрок. Российский автопром уже смирился с этой участью.
Группа "СОК" на мощностях "ИжАвто" летом начнет выпускать автомобили Kia Spectra, "Северсталь-Авто" осенью — внедорожник Ssang Yong Rexton. Представитель "Северсталь-Авто" говорит, что компания намерена развиваться как независимый производитель, но ставку при этом делать на сборку иномарок и не планирует разрабатывать собственные модели. Похожим путем идет и "АвтоВАЗ". "У нас уже есть партнер — General Motors, кооперация с которым будет увеличиваться", — говорит источник, близкий к "АвтоВАЗу". Скоро партнеры построят в России завод по производству двигателей для "АвтоВАЗа" и "GM-АвтоВАЗа", а также обещают разработать новый автомобиль для российского завода. На конвейер "АвтоВАЗа" он может встать в 2009 году.