В Эрмитаже открылась выставка «Рембрандт «Жертвоприношение Авраама». Две версии одной композиции». На выставке можно увидеть полотно, хранящееся в петербургском музее, и картину из мюнхенской Старой Пинакотеки. Как сообщает СПБ-ТАСС, экспозиция дает возможность сравнить две тесно связанные и в то же время различные композиции, отражающие эволюцию замысла.
Рембрандт создавал картину в зените своей славы, когда современники считали его лучшим историческим живописцем Амстердама. Тема жертвоприношения патриарха Авраама пользовалась широкой известностью в голландской живописи ХVII века. Мюнхенское полотно впервые зафиксировано в связи с именем Рембрандта в списке вещей, продававшихся на аукционе 1760 года. Картина демонстрирует основной принцип работы мастерской, но сравнение двух композиций не оставляет сомнений, что они написаны разными живописцами. Автор мюнхенского полотна, следуя эрмитажному оригиналу, пишет в иной индивидуальной манере. Имя художника, выполнившего мюнхенский вариант, не установлено, однако большинство исследователей склоняются в пользу авторства Говерта Флинка (в 1636 году он уже завершал свое обучение в мастерской Рембрандта). По-прежнему весомым аргументом остается и указание имени Фердинанда Бола в инвентарях ХVIII века. Несомненно, что ученик, создавший это произведение, был талантлив и хорошо усвоил живописную манеру великого учителя.