Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Будущее торговли – за розничными сетями

Будущее торговли – за розничными сетями

173

Магазин может быть местом приятного времяпрепровождения, если это, например, большой торговый дом с достойным уровнем сервиса и высококачественными товарами. Как считают многие представители ведущих розничных сетей, будущее именно за крупными торговыми комплексами. Небольшие же предприятия могут начать вообще уходить с рынка.

Сейчас у розничных сетей существует два вида конкурентов. Непосредственно сами фирменные сети - как отечественного, так и зарубежного «посола», - и рынки. По данным проведенного в 2003 году исследования, порядка 60 процентов населения ходят за покупками на рынок. При этом специалисты обращают внимание на интересную специфику отечественных потребителей, которые сначала изучают ассортимент магазинов, а потом находят аналог на базаре.

Что касается существующих розничных сетей, то сейчас наблюдается, как говорят представители этого вида бизнеса, экспансия марок из Европы. В целом же специалисты считают предпочтительным увеличение количества «фирменных» сетей. Розничные сети стабилизируют рынок – повышают качество продукции и выравнивают цены.

По прогнозам, в 2005-2006 годы торговых площадей в городе станет больше. Скажется ожидаемое падение цен на недвижимость во встроенных помещениях. Основная торговля перейдет во вновь построенные торговые комплексы. И это будет то самое место, где люди будут проводить свободное время. Street retail, как называют хаотичную торговлю, уйдет.

Как считает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, появление сетей - это хорошая динамика, которая имеет большие перспективы. У сетей еще есть потенциал, чтобы расширяться. «Если посмотреть по дореволюционной насыщенности Невского торговыми площадями, то она была вдвое выше, чем сейчас», - говорит он. Однако, на пути становления сетей - множество проблем. Например, очень сложно найти помещение, соответствующее формату фирмы. Кроме того, существующие ставки арендной платы очень высоки.

Одна из опасностей сетей в настоящее время - это перенос западных методов торговли без учета специфики отечественного рынка. По мнению Анатолия Голова, перенося иностранные методы работы, российский бизнес забывает о «дружественном интерфейсе» по отношению к потребителю. Наши сети пока грешат невниманием к своему клиенту, пользуясь его неграмотностью в отношении своих потребительских прав. По словам Голова, 40 процентов потребителей не знают о существовании закона о защите прав потребителя, 30 - знают и готовы защищать свои права. Но лишь только 10-12 процентов реально готовы постоять за себя.

Правда, многие владельцы торговых сетей не видят ничего плохого в копировании западного образца и рассказывают о том, как создают комфортные условия для потребителей. Так, по словам генерального директора сети аптек Санкт-Петербурга «Первая помощь» Виталия Власова, постоянно проводимые опросы показывают, что клиенты фирмы довольны уровнем обслуживания.

Генеральный директор петербургского филиала корпорации SELA Филипп Капчиц поведал о присутствующем в работе фирмы правиле «десяти шагов». Оно означает, что продавец всегда должен быть на таком расстоянии, чтобы вовремя помочь покупателю выбрать товар, но в тоже время не стоять над душой.

В торговом доме «Перекресток», по словам директора филиала в Петербурге Александра Скобелева, о том, что и по каким ценам, могут найти потребители в магазине, сообщается в объявлениях.

Но не только над уровнем обслуживания должны работать владельцы розничных сетей. Какой товар достоин чести присутствовать на полках универсамов и супермаркетов? Есть мнения, что производителям очень трудно туда попасть, и некоторым приходится за это дополнительно приплачивать.

Директор по маркетингу сети аптек «Первая помощь» Петр Грек говорит о том, что если на товар есть спрос, то его всегда готовы поставить на лучшие места. Если какой-то продукт часто спрашивают покупатели, то фирма сама обращается к производителям, чтобы заказать его. С другой стороны, по словам Грека, есть и такие потребители, которые не могут привести какие-либо отличительные черты товара, но хотят, чтобы он стоял на прилавке.

Владельцам небезразлично, какой товар стоит у них на полках, поскольку многие учитывают важные данные статистики. А она гласит: если потребитель недоволен товаром, он вернется в магазин, где его приобрел, только через полгода. Как говорит Александр Скобелев, производитель должен соблюсти два условия, чтобы попасть в фирменный магазин: высокое качество и приемлемая входная цена. Например, в некоторых фирменных магазинах проводят контроль качества продукта. Оценивается его состав, упаковка. И всегда дается ответ, почему этот товар не может продаваться в данной сети.

Как и в любом бизнесе, в сетях существует проблема кадров. Именно от того, как встречают клиента в магазине, зависит его желание вновь туда придти. Среди россиян на ментальном уровне существует негативное отношение к профессии торговца. Если провести опрос, то 99 процентов ответят «нет» на вопрос: «Хотите ли всю жизнь работать продавцом?». Поэтому владельцы сетей изыскивают самые разные возможности для привлечения работников в эту сферу. Некоторые обращаются в учебные заведения и привлекают студентов на практику, другие стараются создать комфортные условия работы и дополнительную мотивацию. Помогают и свои учебные центры, где идет подготовка кадров.

Анастасия Митина,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях