Cотрудники ГИБДД и Ассоциации таксомоторного транспорта сегодня проверяли на Московском проспекте, кто из таксистов ездит без лицензии. Взяли они с собой и корреспондента «Фонтанки». Почти сразу же остановили типичнейший таксомотор – серую "Волгу" с белым плафоном «Такси миллион».
«Ну, какой в этом смысл? – подумалось разочарованному корреспонденту. – Понятное дело, у такого наверняка все в порядке». Однако после проверки документов водителя выяснилось, что сам он приехал из Твери, регистрации в Петербурге у него нет. Как впрочем, и лицензии на перевозку пассажиров, путевого листа и страховки. «Сразу возникает вопрос, как фирма заключила договор с таким водителем? Естественно, в случае аварии пассажир не получит от «Такси миллион» ни копейки компенсации, потому что не оформлена страховка», – сказали сотрудники ГИБДД.
- Подобные рейды проводятся еженедельно, – сообщила Наталья Орлова, замначальника отдела автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам Санкт-Петербургского городского отделения российской транспортной инспекции. По словам Орловой, в прошлом году в суд было передано 16 материалов за нарушение условий лицензирования. В этом году к административной ответственности за работу без лицензии уже привлечено 9 человек. Однако на армию из 9-10 тысяч «частников» (а именно столько, по оценкам экспертов, занимаются частным извозом в Петербурге без лицензий) эти несколько человек – капля в море.
К тому же далеко не всегда суд привлекает таксистов к ответственности. Главное затруднение заключается в том, что в суде требуют доказательств систематического нарушения правил водителем, а вероятность поймать дважды одного и того же нарушителя в пятимиллионном городе сводится почти к нулю. Кроме того, надо доказать факт передачи денег, да и еще со свидетелями. «Но даже после того, как рассмотрение завершится, все формальности будут выполнены, а водитель – признан виновным, ему придется заплатить всего около 4000-5000 рублей», – констатирует Наталья Орлова.
Примерно столько же придется выложить и за лицензию в том случае, если частник однажды решит стать законопослушным. За саму лицензию сроком на пять лет надо заплатить 1000 рублей, за медицинское обследование и техосмотр – 300 рублей. Но самое главное – необходимо будет окончить специальные десятидневные курсы для таксистов, на которых всего за 3500 рублей водителя научат оказывать первую помощь и заполнять путевые листы. Частному предпринимателю-водителю придется ежемесячно выплачивать вмененный налог – 600 рублей.
Кстати, такие условия еще можно назвать выгодными. Поэтому в Петербурге по лицензиям ездят 2132 машины. А вот лондонские водители учатся на таксистов почти год. И на экзамене их просят описать воображаемый маршрут из одного конца города в другой, точно указывая все улицы, по которым пройдет маршрут.
Но кроме финансовых потерь, законопослушный таксист должен будет каждый день перед выездом проходить медосмотр, а также подвергать осмотру и свой автомобиль. Конечно, на эти процедуры уйдет много времени, но все-таки это гарантия того, что в самый неподходящий момент у такси не откажут тормоза.
Главным же остается вопрос – как торопящемуся гражданину отличить «настоящее» такси от «ненастоящего»? В этом-то и вся трудность. Наталья Орлова сообщила, что одна из немногих служб, соблюдающих все правила, – это «068». Во многих других компаниях работают водители без лицензий. Доверять ли нелицензированным такси – личное дело каждого, но в данном случае никто не гарантирует вам качественной и безопасной езды, а в случае аварии – возмещения ущерба.
Кстати, в ЗакСе уже рассматривают проект нового закона, касающегося такси. В нем будут прописаны правила перевозки пассажиров, оборудования машин. Вполне возможно, что с принятием закона все такси выкрасят в желтый цвет, установят внутри счетчики, а от таксистов будут требовать трехлетнего опыта работы – как было прежде.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру