Такого сильного, как сейчас, обмеления за последние 25 лет на Ладоге не было. А по мнению некоторых специалистов – так аж с 1860 года. Тяжелогруженые суда не могут пройти через так называемый Кошкинский фарватер – надо либо разгружаться, либо идти на буксире, отключив двигатели.
Сложная ситуация в области судоходства сложилась этим летом на Ладоге. Виной тому – сильное мелководье, которое наблюдается на оживленном участке водного пути – у истока Невы из Ладожского озера.
В принципе, ситуация с уменьшением уровня воды в Ладоге не является экстраординарной. Как пояснила корреспонденту «Фонтанки» в телефонном интервью и.о. главного гидролога Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Галина Покровская, на Ладожском озере, как и на любом большом водном объекте, наблюдается цикличность полноводья и маловодья. Причины таких явлений – в общей циркуляции атмосферы. В среднем длина цикла составляет 3 года. В прошлом году, по словам Галины Покровской, уже было отмечено маловодье – уровень воды понизился, но не достиг критической отметки.
Однако в этом году ситуация изменилась – такое сильное мелководье отмечено, пожалуй, впервые за все время наблюдения за водами озера (наблюдения ведутся с 1860-го года). Во всяком случае, по словам специалистов, за последние 25 лет такого сильного обмеления на Ладоге отмечено не было.
Исходя из всего вышесказанного можно предположить, что следующий, 2004-й год, может стать критическим с точки зрения судоходства – неизвестно до какой отметки «уйдет» вода из глубоководного фарватера. Как выяснилось, на уровень воды в Ладожском озере, к сожалению, искусственными способами повлиять нельзя.
Для судоходства уровень воды должен составлять плюс-минус 4 метра. В настоящее время в фарватере, в районе истока Невы из Ладоги, до уровня, необходимого для прохода судов с большой осадкой, не хватает примерно 35-40 см воды. Недостаток глубин наблюдается и на некоторых участков вдоль южного берега Ладоги. По этой причине суда с большой осадкой пройти там не могут.
По словам Галины Покровской, в таких случаях у тяжелогруженых судов с большой осадкой есть несколько выходов. Первый: выгрузить по дороге часть груза, чтобы на меньшей осадке иметь возможность пройти через фарватер. Второй выход: ожидать, пока задует ветер, который способен повысить уровень воды в Ладоге, и тогда суда смогут пройти.
По данным ИТАР-ТАСС, в настоящий момент прохода по фарватеру ожидают уже несколько десятков судов. Дабы не срывать ритм навигации по Волго-Балту, было принято еще одно возможное решение: начать проводку тяжело груженых теплоходов с неработающими двигателями на буксире. Это позволяет немного уменьшить осадку судов, и они могут пройти мелководье.
По словам Галины Покровской, в настоящий момент, в связи со сложившейся ситуацией, каждые десять дней составляются прогнозы уровней и глубин на пути судов. Прогноз рассылается по портам и суда, путь которых лежит через Волго-Балтийский канал на данном участке, исходя из полученных данных, рассчитывают массу своего груза и свой путь. Кстати, раньше такой прогноз составлялся и рассылался ежемесячно.
Ольга Белова,
Фонтанка.ру