Здание Академии художеств последний раз ремонтировали 80 лет назад. Последний косметический ремонт здесь прошел в самом начале 30-х годов. С тех пор много воды утекло … сквозь насквозь проржавевшую крышу внутрь академических помещений. Но всему - и даже такому безобразию - приходит свой конец...
В этом году Российской Академии художеств исполняется 246 лет. Она была создана в ноябре 1757 года по инициативе куратора Московского университета Ивана Шувалова. Уже через год сюда поступило множество гравюр, рисунков, картин и слепков с произведений античной и западноевропейской скульптуры из коллекции самого основателя. Между прочим, в ее создании принимал участие сам король Франции Людовик XV. Они составили первую коллекцию музея, который на долгое время стал единственной российской галереей.
С момента основания Академия благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников завоевала большой авторитет не только в России, но и за границей. За сравнительно короткий срок она воспитала плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Именно членами Академии были созданы архитектурные ансамбли в Царском селе и Петергофе, Зимний и Таврический дворцы, здания Академии наук и Академии художеств.
В состав Академии входили Михаил Ломоносов, Василий Баженов, Карло Росси, Федот Шубин, Александр Иванов, Иван Крамской, Василий Суриков, Илья Репин, Дмитрий Менделеев, Огюст Роден. С 40-х годов XIX века по 1917 год ее президентами являлись члены императорской фамилии.
Однако впоследствии здесь наступила мерзость запустения. Здание на Университетской набережной 80 лет простояло без ремонта. Сквозь прохудившуюся крышу дождевая вода заливала внутренние интерьеры. Хранившимся здесь коллекциям грозило уничтожение.
Слава Богу, вовремя подоспело 300-летие Петербурга. В рамках подготовки к нему и состоялась масштабная реконструкция, осуществленная при помощи Российской академии художеств. Вдохновителем проекта стал президент РАХ Зураб Церетели. Подведение итогов прошло в Международном пресс-центре.
«В здании на Университетской набережной отреставрированы фасады на площади 16460 квадратных метров, заменено 20 тысяч квадратных метров кровли. Восстановлено освещение, отремонтированы несколько вестибюлей, хоры научно-исследовательского музея и его парадные залы – Тициановский, Рафаэлиевский и Екатерининский. В ряде помещений смонтирована новая система охранно-тревожной сигнализации. На куполе домового храма святой Екатерины установлен золоченый семиметровый крест, на главном куполе главного здания воссоздана скульптурная композиция Минервы в окружении трех гениев художеств», - сказал Зураб Церетели.
По словам президента РАХ, в ходе работ смета была превышена в несколько раз. Всего же на ремонт ушло порядка 30 миллионов рублей. По этому поводу Церетели заметил: «От финансовых проблем у меня лопается голова».
Тем не менее, руководство РАХ не ограничилось только лишь восстановительным вкладом. В двух залах Академии открылась выставка «Русское и западноевропейское искусство XVIII-XX веков». Она носит несколько одиозный характер - ведь в экспозицию включены работы, не без скандала в свое время вывезенные из Петербурга в Москву.
Впрочем, сами устроители так не считают. По их мнению, если картины остаются в России, то ни о какой «краже» и речи быть не может. «Какая разница, где они хранятся?! К тому же я убежден - произведения искусства должны не лежать в запасниках, а путешествовать по миру», - поддержав Зураба Церетели, заявил ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Альберт Чаркин.
И наконец, в круглом дворе Академии сегодня открылся памятник первому президенту Императорской Академии художеств Ивану Шувалову. «Да, он моей работы. При этом весь полагавшийся мне гонорар я отдал на проходившие здесь реставрационные работы», - заметил Зураб Церетели.
Более двух лет назад в двух шагах от МПЦ, на Малой Садовой улице был установлен закладной камень. Впоследствии здесь собирались поставить памятник Шувалову. Корреспондент «Фонтанки» спросил у Церетели, не кажется ли ему, что двух монументов одному человеку для одного города будет многовато. Президент Российской академии художеств темпераментно ответил: «Помните, сколько по всей стране раньше стояло или стоит до сих пор каменных и бронзовых Марксов, Лениных и Сталиных? Так пускай теперь будет много Петров, Екатерин и других достойных людей. В том числе – и Шуваловых. Кому от этого станет хуже?».
Аркадий Орлов
Фонтанка. ру