Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество НА ПИТЕР ВЕШАЮТ 2,5 МИЛЛИОНА "ВОКЗАЛЬНОГО" ДОЛГА

НА ПИТЕР ВЕШАЮТ 2,5 МИЛЛИОНА "ВОКЗАЛЬНОГО" ДОЛГА

182

Который год подряд Минфин стремится «повесить» на Петербург кредит «высокоскоростных» строителей. Это более 2, 5 млрд. рублей, которые предназначались для строительства вокзального комплекса и брались под гарантии правительства России.

Вокруг печально известного кредита для строительства комплекса РАО ВСМ у Московского вокзала разгорелся новый скандал. Минфин РФ отклонил отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2002 год из-за отказа города отразить в нем «задолженность по кредиту, привлеченному для строительства транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) для РАО ВСМ в Санкт-Петербурге в сумме 2 млрд. 611,6 млн. рублей».

Итак, Минфин, возглавляемый бывшим первым заместителем мэра северной столицы Алексеем Кудриным, вновь – который год подряд, - стремится «повесить» на Петербург кредит «высокоскоростных» строителей. Да простит меня читатель за рифму, но воистину «страшнее нет для Питера напасти, чем петербуржцы в федеральной власти»...

Инвестиционный кредит Великобритании в размере 200 миллионов долларов США сроком на 10 лет был предоставлен РАО ВСМ банками «Агриколь Индосуэц» и «Эс-Би-Си-Варбург» в 1997 году. Гарантом займа выступило правительство России, которое сразу же начало настаивать на том, чтобы Петербург выступил поручителем по данному кредиту. Однако, Законодательное Собрание летом 1998 года отказалось утвердить договор поручительства, подписанный губернатором Владимиром Яковлевым в октябре 1997 года. У депутатов были веские основания полагать, что новый вокзальный комплекс не окупится никогда, и все расходы по возврату долга неподъемным бременем лягут на плечи питерских налогоплательщиков: кредит вместе с процентами за 10 лет мог составить около 400 миллионов долларов. При этом, в соответствии с договором, город получал одно почетное право - платить деньги.

Город заранее отказывался от права оспаривать выставляемые счета, не имел права отказаться от поручительства, даже если станет ясно, что стройка стоит, а деньги уплывают мимо, и не мог контролировать РАО, поскольку имел менее 5% его акций. Что касается окупаемости ТКЦ, то она изначально представлялась ненаучной фантастикой. Заметим, что Владимир Яковлев, активно лоббировавший утверждение поручительства, заверял тогда, что ТКЦ – необходимый городу и окупаемый проект. Сегодня он говорит прямо противоположное: что городская администрация во всем этом никогда и никак не участвовала, и всегда была против...

Неутверждение поручительства никак, тем не менее, не помешало РАО ВСМ все последующие годы тратить «кредитные» деньги. На данный момент израсходовано более 65 миллионов долларов (Счетная Палата, правда, называет сумму в 90 миллионов долларов, но документами это пока не подтвердила), а единственным результатом деятельности строителей является гигантский котлован у Московского вокзала. Год назад Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 176 УК РФ в отношении руководителей РАО ВСМ, но о результатах его расследования ничего не слышно. Ну, а пока что, согласно договору, заключенному осенью прошлого года между Минфином, Мингосимущества и РАО ВСМ, в счет долгов строителей «незавершенка» у Московского вокзала изымается в федеральную казну...

Вопросов возникает немало, и главный из них – почему российское правительство много лет подряд безучастно взирало на то, как британский кредит продолжает расходоваться на сооружение никому не нужного котлована? Неужели оно было готово, в буквальном смысле этого слова, закапывать в землю десятки миллионов кредитных долларов? Как выясняется, подобная снисходительность правительства была связана с тем, что оно и не собиралось рассчитываться с кредиторами, а твердо намерено возложить бремя возврата кредита на бюджет Петербурга.

В 2001 году «с подачи» правительства в законе о федеральном бюджете появилась запись о том, что Санкт-Петербург является гарантом возврата британского кредита – причем, без каких-либо правовых оснований. Переписка питерских депутатов с Министерством финансов, с целью выяснить – на каком основании правительство возлагает на Петербург заведомо незаконный долг, - ни к чему не привела. Руководители Минфина – и Алексей Кудрин, и его заместители Алексей Улюкаев и Сергей Игнатьев (нынешний глава Центробанка) упорно делали вид, что им неизвестен факт отказа Законодательного Собрания утвердить поручительство, и, наподобие магнитофонной записи, повторяли одни и те же утверждения. Во-первых – что губернатор Владимир Яковлев подписал договор поручительства. Во-вторых – что на заседании думской комиссии по государственному долгу и зарубежным активам было решено оставить Петербург в качестве поручителя по проекту «ВСМ», чтобы «обеспечить интересы Российской Федерации». При этом особо указывалось, что обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита «должно иметь высокую степень ликвидности»...

Как говорится, спасибо на добром слове: приятно, что высокая степень ликвидности Санкт-Петербурга не вызывала сомнений в правительстве. Вот только Петербург готовился и готовится к юбилею, а вовсе не к выставлению города на публичные торги. И было совершенно непонятно, почему российское правительство вносит, а думская комиссия поддерживает предложения, незаконность которых не требует долгих доказательств. Петербург должен отвечать за возврат какого-либо долга только в одном случае – если соответствующие обязательства в законном порядке утверждены решением городских властей. Чего в данном случае не было.

Приложив неимоверное количество усилий, питерским депутатам Госдумы – Александру Шишлову, Игорю Артемьеву и Сергею Попову удалось добиться исключения «питерских гарантий» из закона о федеральном бюджете на 2002 год. Но, как выяснилось, Минфин все-таки не собирается платить по «высокоскоростному» кредиту, предпочитая «спихнуть» его на питерский бюджет. А в случае отказа – начинает угрожать прекращением финансирования питерских программ, заложенных в федеральный бюджет.

Что же, решения федеральных властей, конечно, имеют приоритет над питерскими, но только в одном случае: если они приняты в пределах компетенции. Между тем, питерский бюджет – исключительная компетенция нашего города. И никто не имеет права возлагать на питерских налогоплательщиков обязанность платить чужие долги. Указанные 2,6 миллиарда рублей незаконного долга – это почти по 500 рублей на каждого жителя города. Вот во сколько нам могут обойтись действия «московских петербуржцев», очень любящих все в Петербурге «контролировать» и указывать на недоработки, но не любящих исполнять законы. Интересно, как бы отреагировал милейший Алексей Леонидович на сообщение о том, что какой-нибудь из питерских долгов обязан вернуть лично он – несмотря на то, что никаких его собственноручных расписок на сей счет не имеется?

Между прочим, в программе внешних займов России на 2003 год, утвержденной в составе закона о федеральном бюджете-2003, кредит для РАО ВСМ не указан вообще. Понять это трудно. Отдать этот долг явно не успели. А в то, что английские банки нам его простили, верится плохо...

Борис Вишневский,

специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях