План основных мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия основания г. Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2000 г. N 331-р, предусматривает восстановление, реставрацию и реконструкцию объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, развитие транспортной инфраструктуры с учетом госкапвложений по отрасли "Метростроение" (восстановление движения на Кировско-Выборгской линии - участок "Размыв"), а также строительство комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, северо-западной автомагистрали и кольцевой автодороги вокруг города.
Планом предусмотрена реализация федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга, включающая 21 объект, подлежащих вводу в период 2001 - 2003 годов и финансируемых за счет госкапвложений, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой (далее - ФАИП) на соответствующий год.
За период реализации программы - с 1997 года по 1 ноября 2002 года из федерального бюджета поступило 877,15 млн. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" на реализацию программы "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" было предусмотрено выделение 300,0 млн. рублей и : 9,0 млн. рублей из фонда регионального развития за счет дополнительных доходов федерального бюджета. Фактический объем финансирования составил 319,0 млн. рублей.
Из 21 объекта в 2001 году завершены работы по двум объектам: проведена реставрация фасадов больницы Марии Магдалины и выполнены наружные работы по фасадам и кровле государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Проверка выполнения работ по объектам программы за 2001 год показала, |что допущено отставание от плана 2001 года по следующим объектам: "Петропавловская крепость", Ботанический институт им. В. Л. Комарова, Концертно-выставочный комплекс "Смольный Собор", Государственный музей- заповедник "Петродворец", Военно-медицинская академия, Воронцовский дворец, Летний сад, Государственный музей-заповедник "Ломоносов".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено финансирование программы в сумме 496,9 млн. рублей.
По состоянию на 1 ноября 2002 года поступило средств из федерального бюджета 394,65 млн. рублей, по отчетным данным объем выполненных работ составляет 374,4 млн. рублей. Предъявлено к оплате и профинансировано на сумму 321,13 млн. рублей. Имеет место завышение объема выполненных работ на сумму 53,3 рублей.
Бюджетом г. Санкт-Петербурга в 2002 году предусмотрено выделение средств на реализацию программы в размере 111,1 млн. рублей. По отчетным данным на 1 ноября 2002 года выполнение составляет 63,3 МЛН. рублей, предъявлено к оплате и профинансировано 60,9 млн. Завышение объема выполненных работ - 2,4 млн. рублей.
За счет средств министерств и ведомств по объектам программы предусмотрено финансирование в размере 62,9 млн. рублей, выполнено работ согласно отчетным данным на сумму 57,7 млн. рублей, предъявлено к оплате и профинансировано на конец отчетного периода - 51,8 млн. рублей. Завышение объема выполненных работ - 5,9 млн. рублей.
Итого за счет всех источников финансирования на 2002 год утвержден объем финансирования (с уточнением на 1 ноября 2002 года) 670,9 млн. рублей, по отчетным данным объем выполненных работ на 1 ноября 2002 года составляет 495,4 млн. рублей, профинансировано за счет всех источников (кассовые расходы на 1 ноября 2002 года на сумму 433,8 млн. рублей. Завышение объема выполненных работ составляет 61,6 млн. рублей.
В 2002 году планировалось завершить работы по объектам; Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (фасады, художественная подсветка, "Квадрига Аполлона"), Театр музыкальной комедии (пусковой комплекс, в состав которого включены здания по Невскому пр., 40 - 42, ул. Итальянской, 13), Академия художеств имени И. Е. Репина (фасады), учебный театр Академии театрального искусства "На Моховой" (окончательный ввод), Шереметевский дворец; Государственный музей-заповедник "Петергоф" (Церковный корпус Большого Петергофского дворца), Александровский лицей, комплекс зданий Военно-медицинской академии (фасады и кровля), Центральный военно-морской музей (фасады) и Воронцовский дворец (фасады).
Всего на пусковые объекты 2002 года остаток сметной стоимости составляет 661,2 млн. рублей.
Допущено отставание в объемах выполненных работ на 5 объектах. Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из причин замедления выполнения работ по реконструкции (реставрации) объектов, потери нескольких месяцев и срыва графиков ведения работ является расторжение заключенных администрацией г. Санкт-Петербурга договоров с заказчиками-застройщиками и подрядными организациями, передача незавершенного строительства с баланса на баланс. Лимиты бюджетных назначений из федерального бюджета на 2002 год доведены Госстроем России только 15 марта 2002 года, а финансирование открыто с апреля 2002 года.
Госстрой России полностью взял на себя ответственность государственного заказчика по реализации программы и выполнению работ на 19 объектах.
Остаток сметной стоимости по 19 объектам на 1 января 2002 года составлял 1 535,5 млн. рублей, утвержденный объем финансирования на 2002 год по этим объектам за счет всех источников финансирования - 670,9 млн. рублей.
В 2002 году работы по реконструкции и реставрации ведутся на всех 19 объектах.
На 2003 год проектом федерального бюджета на федеральную целевую подпрограмму "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" предусмотрено выделение 385,68 млн рублей.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе расходов были утверждены объемы госкапвложений по стройкам и объектам ФАИП, в том числе по стройкам, отнесенным к 300-летию города, а также финансирование федерального бюджета за счет средств министерств и ведомств по осуществлению капитального ремонта и иных видов работ.
За 2001 год объем финансирования объектов ФАИП составил 1 148,61 млн. рублей, или 99,8 % от объема годовых назначений по данной гpyппe объектов (с учетом средств федерального бюджета в сумме 251,7 млн. рублей, направленных на финансирование объектов за счет дополнительных доходов); кассовые расходы составили 996,4 млн. рублей, или 86,9 % от объема финансирования объектов за год; кассовые остатки финансирования по состоянию на 1 января 2002 г. были образованы в сумме 150,3 млн. рублей, или 13,1 % от объема фактического финансирования.
Практически все объекты по итогам 2001 года были полностью профинансированы.
Наибольшие объемы кассовых остатков оказались по метрополитену (расходы на восстановление Кировско-Выборгской линии) - 130,0 млн. рублей, Государственному Мариинскому театру (поддержание безаварийного состояния театра) - 20,0 млн. рублей.
По итогам 9 месяцев 2002 г. объем финансирования объектов за счет госкапвложений составил, по данным Минфина России, 1 663,6 млн. рублей, или 94,2 % от годовых назначений; кассовые расходы - 1 217,65 млн. рублей, или 73,2 % от объема осуществленного финансирования; а остатки финансирования - 446,0 млн. рублей (26,8 % от фактического объема финансирования).
За 9 месяцев т. г. в объеме годовых назначений профинансированы полностью следующие объекты в разрезе государственных заказЧИКОВ.
Минтруд России: НПЦ медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов - Детский реабилитационно-восстановительный центр - 22,0 млн. рублей (с учетом остатков финансирования по Минтруду России в сумме 7,0 млн. рублей, направленных на данный объект, - 29,0 млн. рублей);
Минздрав России: НИИ кардиологии - 35,0 млн. рублей (с учетом остатков - 41,0 млн. рублей), Медико-реабилитационный комплекс для воинов-интернационалистов - 10,0 млн. рублей, Мариинская больница - 5,0 млн. рублей, Покровская больница - 25,0 млн. рублей;
Минсвязи России - Главпочтамт - 15,0 млн. рублей.
Не профинансирован за 9 месяцев 2002 г. один объект - Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных (Аничков дворец). Объем госкапвложений на год - 2,0 млн. рублей, государственный заказчик -Минобразования России.
Необходимо отметить, что объемы финансирования объектов, направленные госзаказчикам (данные Минфина России), отличаются от объемов, полученных УФК Минфина России по г. Санкт-Петербургу и зачисленных на лицевой счет бюджетополучателей. Так, например, по итогам 2001 г. разница составила 347,2 млн. рублей, за 10 месяцев 2002 г. - 271,5 млн. рублей.
Финансирование ряда объектов осуществлялось через УФК Минфина России по г. Москве, в том числе комплекса защитных сооружений - 224,5 млн. рублей в 2001 г. и 180,0 млн. рублей - в 2002 году.
По состоянию на 1 октября 2002 г. общий объем кассовых остатков финансирования по объектам составил 174,3 млн. рублей.
Наиболее значительные остатки наблюдались по следующим объектам: Петербургский метрополитен - 49,44 млн. рублей, Мариинский театр - 34,5 млн. рублей, Государственный Русский музей - 20,1 млн. рублей, Государственный Музей истории религии - 17,3 млн. рублей, клиническая больница им. Петра Великого - 12,9 млн, рублей, Российская Национальная библиотека - 9,56 млн. рублей. Российский государственный архив ВМФ - 7,9 млн. рублей, БДТ им. Г. А. Товстоногова - 6,8 млн. рублей, ГМЗ "Царское Село" - 5,0 млн. рублей, ГМЗ "Петергоф" - 4,0 млн. рублей, НИИ кардиологии - 1,7 МЛН. рублей, Государственный Эрмитаж - 1,6 млн. рублей, детский реабилитационно-восстановительный центр - 1,2 млн. рублей.
Следует отметить, что по состоянию на 1 ноября 2002 г. объем кассовых остатков финансирования, по данным УФК Минфина России по г. Санкт-Петербургу, составлял 137,5 млн. рублей, а с учетом кассовых остатков финансирования по объектам МВД РОССИИ и Минюста России -163,2 млн. рублей. По некоторым организациям и учреждениям кассовые остатки остались без изменения.
Основными причинами образования остатков на лицевых счетах являлись пересмотр и корректировка проектно-сметной документации (далее - ПСД), изменение подрядной организации, непредставление оформленных актов выполненных работ, проведение контрольных обмеров по объемам выполненных подрядными организациями работ и другие.
Министерствами и ведомствами также направлялись средства федерального бюджета на проведение капитального ремонта и реставрации объектов. В 2001 году всего на эти цели было предусмотрено 372,3 млн. рублей. Профинансировано - 365,2 млн. рублей, или 98,1 процента. В 2002 году предусмотрено 542,2 млн. рублей. По состоянию на 01.10.2002 г. профинансировано 446,8 млн. рублей, или более 82 % от годового лимита.
Проверка деятельности ФГУ "Северо-Западная дирекция Госстроя России» (далее - Дирекция), в части осуществления возложенных НА нее функций заказчика-застройщика по строительству и реконструкции объектов и строек, показала, что она является координирующим органом, которого не существовало В 2001 году. В 2002 году Дирекция ведет значительный oбъем работ по сопровождению реконструируемых и реставрируемых объектов, по договорам не только с подрядными, но и с проектными организациями по разработке или корректировке ПСД, авторскому надзору, осуществлению мониторинга состояния строительства, техническому надзору за строительством и другие работы.
В ходе проверки проанализировано выполнение работ и по объектам Госстроя России. Наибольшее количество нарушений было выявлено в процессе проверки строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (далее - КЗС), начатого в 1979 году. (Длина защитных сооружений - 25,4 км, число полос движения автомобильной дороги по сооружениям - 6). Проектом была установлена продолжительность строительства сроком 12 лет. Фактически строительство продолжается 23 года, строительная готовность - 58 процентов.
Источником финансирования строительства КЗС являются средства федерального бюджета. Внебюджетные источники и средства бюджета г. Санкт-Петербурга для финансирования строительства не привлекались.
Длительный срок строительства привел к непроизводительным затратам и потерям от естественного разрушения недостроенных сооружений.
В 2002 году, для организации безопасного проезда городского автотранспорта по дамбам, произведено укрепление незащищенных низовых откосов дамб Д-3, Д-7 и Д-10 с целью защиты действующей автомобильной дороги Кронштадт - Горская. Ликвидированы последствия наводнения 1999 года. В незначительных объемах велись бетонные работы на судопропускных сооружениях и в автодорожном тоннеле.
В ходе проверки установлено, что передала имущества, находящегося на балансе Управления "Морзащита" и относящегося к КЗС, включая объекты незавершенного строительства, проектно-сметную и финансовую документацию, новому заказчику-застройщику ГП "Гипрогор", несмотря на утвержденный 15 мая 2001 г. заместителем председателя Госстроя Риссии Н. В. Массовым и вице-губернатором Санкт-Петербурга, председателем Комитета по строительству А. И. Вахмистровым акт приемки-передачи, фактически оформлена с участием Минимущества России только 5 декабря 2001 года.
Госстроем России не реализованы п.п. 2.3 - 2.6 рекомендаций межведомственной комиссии по установлению пообъектного состава государственного имущества КЗС и проверке за его использованием по назначению и сохранностью, в части составления кадастрового плана, и оформлению границ землепользования основных объектов КЗС, анализу состава временных сооружений и их использования сторонними организациями.
Госстроем России не утвержден перечень титульных временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства КЗС в 2001 - 2008 годах.
В результате, при отсутствии решения Госстроя России о компенсации затрат подрядной организации по эксплуатации временных зданий, инженерных сетей, устранению аварий на них, за 9 месяцев 2002 года было оплачено 4,4 млн. рублей. Указанные затраты не предусмотрены в составе затрат на титульные временные здания и сооружения.
Технико-экономическим обоснованием завершения строительства КЗС (первый этап), разработанным в апреле 2002 г., предусмотрено привлечение в 2003 году целевых иностранных заимствований (заем ЕБРР) в размере 32,04 млн. долл. США при условии российского софинансирования в сумме 14,32 млн. долл. США, или 500 млн. рублей. Однако, Госстроем России заявка на выделение необходимых средств в Минэкономразвития России не представлялась, в федеральном бюджете на 2003 год предусматривается выделение только 250 млн. рублей, что делает невозможным получение в 2003 году кредита ЕБРР в запланированном объеме.
Госстрой России не рассматривал отчеты генеральных директоров, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность и использование имущества ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой". По обращению кредиторов определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (от 10.09.2002 г. по делу N А5 6-5 642/02) на предприятии введена процедура арбитражного наблюдения.
По результатам анализа финансового положения предприятия, проведенного временным управляющим предприятия '".И. Хорьковым, выявлены явные признаки банкротства: хроническая убыточность деятельности, низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению, увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме, дефицит собственного оборотного капитала, наличие просроченных дебиторской и кредиторской задолженностей.
Общая сумма установленных на 29.11.2002 г. требований кредиторов ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" - 207 323,1 тыс. рублей, в том числе: основная сумма долга - 154 396,7 тыс. рублей, пени и штрафы - 52 926,4 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в 2002 году между Госстроем России -государственным заказчиком и ФГУП "Гипрогор" заключен договор от 08.04.2002 г. N 0707/03 на выполнение предприятием части функций государственного заказчика. Пунктом 6.3 договора определен срок его действия до 31 декабря 2002 года.
В то же время при отсутствии распорядительного документа о назначении нового заказчика-застройщика по строительству КЗС, первый заместитель председателя Госстроя России Н. В. Маслов письмом от 06.09.2002 г. N НМ-944/15, с превышением полномочий по использованию федеральной собственности и без согласования с Минимуществом России, предложил ФГУП "Гипрогор" до 25 ноября 2002 г. передать стоимость незавершенного строительства КЗС на баланс новому заказчику, внести соответствующие изменения в бухгалтерский баланс за 9 месяцев и оформить акт приема передачи стоимости незавершенного строительства с ФГУ "Северо-Западная дирекция Госстроя России", с которым заключен договор "О передаче части функций государственного заказчика заказчику-застройщику" от 02.09.2002 г. N 0707/17.
Указанное письмо не согласовано с Минимуществом России и подлежит отмене как противоречащее действующему законодательству.
Одной из основных задач ФГУП "Гипрогор", определенной уставом предприятия, является привлечение дополнительных инвестиций для финансирования строительства объектов. За 1,5 года его ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В качестве заказчика-застройщика дополнительные источники не привлекались.
В ходе проверки установлено, что в ФГУП "Гипрогор" не организованы предусмотренные "Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" (письмо Минфина России от 30.12.93 г. N 160) предобъектный учет капитальных вложений, учет капитальных вложений по сметной стоимости, а также временных сооружений, включая введенные в эксплуатацию.
Данные статистической отчетности по форме N С-2 за 2002 год не соответствуют данным бухгалтерского учета.
В нарушение действующего законодательства ФГУП "Гипрогор" оплачивает затраты на перевозку рабочих свыше 3-х км в процентном отношении от объема выполненных работ, а не по фактическим затратам на основании бухгалтерских справок.
ФГУП "Гипрогор", выполняя функции заказчика, не в должной мере осуществляло руководство и контроль за организацией выполнения работ, предусмотренных внутрипостроечным титульным списком НА 2002 год. В результате земляные работы выполнены с превышением плана, фактическое выполнение бетонных работ ниже запланированных объемов. В результате проверки строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга было установлено, что для реализации программы по строительству транспортных объектов Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России (далее - Росавтодор) приказом от 05.12.2000 г. N 236-ДХ образовала ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - ГУ "Дирекция").
В соответствии с распоряжением Росавтодора от 10 апреля 2001 г. N 58-р, сроки строительства первой очереди КАД определены с 1998 по 2005 год.
В феврале-марте 2001 года Росавтодор провел конкурсный отбор подрядчиков.
Росавтодор перечислил ГУ "Дирекция" средства федерального бюджета на 2001 год в полном объеме в сумме 5 025,47 млн. ру5лей.
За счет средств федерального бюджета на 10 участках были развернуты следующие работы: отсыпка земляного полотна, строительство малых искусственных сооружений, перенос коммуникаций (линий электропередачи, газопроводов и трубопроводов), обустройство новых строительных площадок для возведения искусственных сооружений и т.д.
По расходам на строительство первой очереди КАД оплачены компенсационные выплаты в сумме 193,86 млн. рублей, в том числе: на возмещение убытков, причиняемых пользователям земли в результате изъятия земельных участков и потерями сельскохозяйственного производства, - 136,34 млн. рублей; на возмещение потерь и ущерба, связанных с изъятием земель лесного фонда и возмещением ущерба земельному фонду г. Санкт-Петербурга, -2,65 млн. рублей; выплаты собственникам, пользователям и арендаторам земельных участков, зданий и сооружений, расположенных в полосе отвода строительства, - 54,87 млн. рублей.
Лимит бюджетных обязательств в 2001 году по виду расходов 553 "Расходы на проектно-изыскательские работы, обоснование инвестиций и проведение экспертизы" составил 476,56 млн. рублей. Однако сверх установленного годового лимита за счет средств, выделенных по видам расходов 514 и 515, на сумму 25,7 млн. рублей профинансированы расчеты с генеральными проектировщиками - 22,24 млн. рублей, в том числе ЗАО "Институт Стройпроект" - 8,0 млн. рублей и ООО "Институт Дортехнология" - 14,24 млн. рублей, оплачены работы по экспертизе проектных решений 13 организациям в сумме 3,46 млн. рублей в соответствии с заключенными с ними договорами и актами выполненных работ. Таким образом, ГУ "Дирекция" исполнены денежные обязательства с превышением установленного Росавтодором лимита, что является нарушением статьи 226 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Госстроя России утвержден представленный ГУ "Дирекция" инженерный проект, разработанный ЗАС "Петербург - Дорсервис". Задержка разработки проектной документации составила 6 месяцев от срока, определенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. N305.
В составе разработанного проекта не учтены объемы расходов, касающиеся компенсационных затрат, связанных со сносом жилого фонда и переселением жильцов. На момент проверки экспертиза документации не проведена, а также не определена стоимость возможных затрат.
В мае 2002 года в установленном порядке npoведены открытые подрядные торги на размещение заказа на выполнение с 2002 года остатков работ по строительству первой очереди КАД.
Первое перечисление средств федерального бюджета в сумме 695,47 млн. рублей Росавтодор осуществил 13 июля 2002 года.
За первое полугодие 2002 года выполнение работ составило 593,0 млн. рублей, или 11,8 % от годового задания. Отставания имелись по возведению высоких насыпей на подходах к мостам и развязкам, в особенности на участках трассы, проходящих по тиксотропным ("слабым") грунтам.
За 9 месяцев 2002 года Росавтодор профинансировал ГУ "Дирекция" в сумме 3 057,23 млн. рублей. При финансировании по пусковым комплексам не учитывались утвержденные по ним задания. Так, из средств федерального бюджета в сумме 160,21 млн. рублей, направленных Росавтодором на 1-й пусковой комплекс, оплачены работы в сумме 31,99 млн. рублей, или 20,0 % от финансирования. Из средств в сумме 978,79 млн. рублей, направленных Росавтодором на 4-й пусковой комплекс, оплачены работы в сумме 1 046,43 млн. рублей, или 106,9 % от финансирования.
Фактические расходы ГУ "Дирекция" за 9 месяцев 2002 года составили 2 356,97 млн. рублей, что на 700,26 млн. рублей меньше суммы, направленной Росавтодором в отчетном периоде. Средства федерального бюджета В сумме 793,92 млн. рублей поступили на лицевой счет ГУ "Дирекция" 30 сентября 2002 года и могли быть использованы только в октябре 2002 года.
В 2002 году ГУ "Дирекция" заключались дополнительные соглашения к государственным контрактам на выполнение дорожных работ, которыми уменьшалась сумма финансирования объектов. Следствием указанного соглашения являлось сокращение объемов работ на объектах и перенос сроков их окончания.
Дополнительными соглашениями нарушается ответственность заказчика и подрядчика по выполнению контрактных обязательств, определенная действующим законодательством и отраженная в пункте 11 государственных контрактов, в том числе исключаются санкции за несвоевременное выполнение работ.
На 2002 год запланирован ввод в эксплуатацию участков дороги: от станции Горская до Приозерского шоссе протяженностью 21,6 км, 1-й пусковой комплекс протяженностью 2,322 км и транспортная развязка КАД с Приморским шоссе в районе ст. Горская протяженностью 3,98 км. По состоянию на 1 октября 2002 года указанные объекты в эксплуатацию не введены.
ПСД по участку КАД от станции Горская до Приозерского шоссе утверждена Росавтодором только 15 июля 2002 года, в связи с отсутствием у ГУ "Дирекция" необходимых материалов для ее утверждения.
На момент проверки (29 ноября 2002 года) в эксплуатацию введены: транспортная развязка КАД с Приморским шоссе в районе станции Горская, 1-й пусковой комплекс от Приозерского шоссе до временного съезда на пр. Культуры. Строительство первой очереди КАД к 2003 году завершено не будет.
Строительство автотранспортных подходов, обеспечивающих подключение проспектов и улиц города к развязкам кольцевой автомобильной дороги, реконструкция мостов, набережных и транспортных развязок.
Заказчиком работ по строительству, реконструкции и ремонту городских дорог, мостов и путепроводов является Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
В 2001 и 2002 годах Росавтодор и администрация Санкт-Петербурга заключили договоры "Об организации дорожных работ, финансируемых из федерального бюджета по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" на 2001 год" и "Об организации в 2002 году дорожных работ, финансируемых из средств федерального бюджета по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" в виде субвенций и субсидий". Договорами утверждались суммы, направляемые в бюджет города, объемы дорожных работ, подлежащие выполнению, долевое участие администрации в финансировании дорожных работ и т.д.
К указанным договорам принимались дополнительные соглашения, которыми вносились изменения по объектам финансирования и суммам выделяемых средств, а также объемам дорожных работ.
В нарушение сроков, определенных статьей 249 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Росавтодор довел до Комитета уведомления о лимитах бюджетных обязательств на 2001 год 30 мая 2001 года, на 2002 год - 7 марта 2002 года.
В 2001 году не выполнены утвержденные объемы дорожных работ на следующих объектах: капитальный ремонт Выборгского шоссе на участке от путепровода на пересечении Выборгского шоссе с железнодорожными путями линии Парголово - Парнас - Ручьи - 6 мм, строительство и реконструкция участка проспекта Энгельса в промзоне "Парнас" - 2,5 км. Невыполненные в 2001 году объемы работ выполнены в 2002 году за счет средств территориального дорожного фонда (далее - ТДФ).
Включение и финансирование в 2001 году на сумму 483,3 млн. рублей строительства Смольной набережной противоречит статье 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", которой определено, что субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства не могут направляться на финансирование строительства городских улиц (за исключением проезжей части улично-дорожной сети для проезда транзитного транспорта). Направление средств федерального бюджета на указанный объект не определено и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1993 г. N 249 "Об утверждении перечней отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга, для долевого участия в финансировании ремонта и содержания которых выделяются субвенции из Федерального дорожного фонда Российской Федерации".
В соответствии с графиком ввода объектов до мая 2003 года будут завершены работы на следующих объектах: магистральный въезд в г. Санкт-Петербург по автомобильной дороге М-10 "Россия"; Петергофское шоссе и проспект Маршала Жукова до Разводной улицы в Петродворце.
В увязке с вводом участков КАД планируется на 2003 год завершение работ по подключению к развязке КАД на федеральной автодороге М-10 "Россия" в районе железнодорожной станции Шушары.
Долевое участие администрации Санкт-Петербурга в финансировании работ по приведению в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети города для проезда транзитного транспорта составило в 200l году 678,4 млн. рублей, или 92,0 % от утвержденной суммы, за 9 месяцев 2002 года - 754,5 млн. рублей, или 48,0 %. В соответствии со статьей 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и статьей 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" при неисполнении администрацией субъекта Российской Федерации обязательств по долевому финансированию совместных проектов перечисление средств федерального бюджета приостанавливается.
Исполнение бюджета территориального дорожного фонда (ТДФ) г. Санкт-Петербурга.
ТДФ имеет статус целевого фонда, консолидированного в городском бюджете, и представляет собой фонд денежных средств, образованных в соответствии с действующим законодательством, в составе бюджета г. Санкт-Петербурга.
С изменением условий формирования ТДФ доходы его в 2001 году по сравнению с 2000 годом сократились на 329,8 МЛН. рублей и составили 6 237,4 млн. рублей. Дорожные налоги на сумму 521,35 млн. рублей в 2001 году не поступили в Комитет и не были использованы на развитие и содержание автомобильных дорог, что является нарушением Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Расходы ТДФ характеризуются следующими данными: 2001 год (отчет) -5 716,05 млн. рублей; 2002 год (утверждено законом города) - 7 118,07 млн. рублей; 9 месяцев 2002 года (отчет) - 5 015,3 млн. рублей.
В соответствии с действующим законодательством Санкт-Петербурга и в нарушение Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" из средств ТДФ оплачивались расходы на садово-парковое хозяйство, в которых средства ТДФ составляли в 2001 году 197,65 млн. рублей, или 69,2 % от общей суммы расходов, за 9 месяцев 2002 года - 296,8 млн. рублей, или 62,4 процента.
По представлениям, направленным Счетной палатой Российской Федерации Госстрой России и в ГП "Гипрогор" в ходе проверки установлено, что все предложения выполнены, за исключением приведения ГП "Гипрогор" бухгалтерского учета госкапвложений в соответствие с действующей нормативной базой.
Основные предложения Счетной палаты, направленные Минтрансу России и ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург» Министерства транспорта Российской Федерации", реализованы.
Однако и в 2002 году Росавтодор продолжал доводить лимиты бюджетных обязательств с нарушением сроков, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
До настоящего времени не проведена инвентаризация незавершенного строительства КАД, переданного Управлением по строительству сооружений защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений "Морзащита".
Выводы
1. За 2001 год и за 9 месяцев 2002 года на реставрацию, реконструкцию и достройку федеральных объектов города Санкт-Петербурга (Поручения Президента России от 21 февраля 2001 года N Пр-349 и N Пр-350, Приложения 1,2) из федерального бюджета поступило 3 425,86 млн. рублей. В 2001 году на реализацию мероприятий программы поступило из федерального бюджета 319,0 млн. рублей.
2. За счет всех источников финансирования (федеральный бюджет и бюджет г.Санкт-Петербурга) на 2002 год объем финансирования составил 2 333,5 млн. рублей, ПО отчетным данным объем выполненных работ на 1 ноября 2002 года составляет 1 651,4 млн. рублей, завышение объема выполненных работ составило 61,6 млн. рублей.
3. В результате допущенного отставания по объемам выполненных работ к
300-летию основания г. Санкт-Петербурга не будут завершены ряд реставрационных работ.
4. В 2001 году объем финансирования объектов ФАИП (по линии министерств и ведомств) составил 1 148,61 млн. рублей, или 99,8 % от объема годовых назначений; кассовые остатки финансирования образованы по состоянию на 1 января 2002 г. в сумме 150,3 млн. рублей, или 13,1 % от объема фактического финансирования. Практически все объекты по итогам 2001 года были полностью профинансированы.
5. По итогам 9 месяцев 2002 г. объем финансирования объектов за счет госкапвложений составил 1 663,6 млн. рублей, или 94,2 % от годовых назначений;
кассовые расходы - 1 217,6 млн. рублей, или 73,2 % от объема осуществленного финансирования, а остатки финансирования - 446,0 млн. рублей (26,8 % от
фактического объема финансирования).
6. На проведение капитального ремонта и реставрацию объектов министерствами и ведомствами направлялись средства федерального бюджета: в 2001 году из предусмотренных 372,3 млн. рублей профинансировано 365,2 млн. рублей, или 98,1 % от годового объема; в 2002 году - 542,2 млн, рублей, освоено по состоянию на 01.10.2002 г. - 446,8 млн. рублей, или 82,4 % от предусмотренного годового объема.
7. Анализ фактически выполненных объемов работ и строительная готовность объектов по состоянию на 1 декабря 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что из 74 объектов (без учета объектов Минтранса России) 24 объекта не будут введены к юбилею г. Санкт-Петербурга и два объекта будут отреставрированы не в полном объеме.
Окончание строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений при условии обеспечения финансирования в необходимых объемах возможно в 2008 году.
8. В деятельности ФГУП "Гипрогор" - заказчика-застройщика строительства КЗС отмечены факты необоснованного расходования бюджетных средств на содержание и ремонт временных зданий и сооружений в сумме 4,4 млн. рублей, а также недостатки в использовании указанных зданий.
Госстроем России не приняты должные меры по предотвращению банкротства генеральной подрядной организации строительства КЗС - ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой".
9. Финансирование из средств федерального бюджета "юбилейных" объектов дорожного хозяйства, закрепленных за Минтрансом России, в 2001 году составило 6 753,11 млн. рублей и за 9 месяцев 2002 года - 4 787,43 МЛН. рублей, что соответствует утвержденным объемам на указанные периоды.
В 2002 году в основном будут завершены работы на объектах дорожного хозяйства. Однако не будет завершено к 2003 году строительство первой очереди КАД.
10. Росавтодором Минтранса России и ГУ "Дирекция" допущены недостатки в организации работ на первой очереди КАД, которые снизили темпы ведения строительства. Так, почти на 6 месяцев задержаны разработка и утверждение инженерного проекта по строительству первой очереди КАД.
Программа работ 2002 года сформирована ГУ "Дирекция" только к июлю 2002 года, что стало причиной задержки утверждения Росавтодором Минтранса России титульных списков строек.
До настоящего времени ГУ "Дирекция" не проведена инвентаризация незавершенного строительства по участку автодороги станция Горская -Приозерское шоссе, принятого на баланс от Управления по строительству сооружений защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений "Морзащита".
11. В 2002 году ГУ "Дирекция" заключались дополнительные соглашения к государственным контрактам на выполнение дорожных работ, которыми уменьшались суммы финансирования объектов, что создало условия для сокращения объемов работ на объектах, переноса сроков их окончания, а также удорожания стоимости работ.
12. ГУ "Дирекция" профинансировало расходы на проектно-изыскательские работы сверх установленного годового ЛИМИТА на 2001 год на
сумму 25,7 млн. рублей.
13. Финансирование в 2001 году строительства Смольной набережной на сумму 483,3 млн. рублей противоречит статье 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год". Направление средств федерального бюджета на указанный объект не определено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1993 г. N 249 "Об утверждении перечней отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга, для долевого участия в финансировании ремонта и содержания которых выделяются субвенции из Федерального дорожного фонда Российской Федерации".
14. Администрация Санкт-Петербурга не исполнила свои обязательства по долевому финансированию работ по приведению в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети города для проезда транзитного транспорта. Финансирование совместных проектов из средств ТДФ составило: в 2001 году - 678,4 млн. рублей (92,0 % от утвержденной суммы), за 9 месяцев 2002 года - 754,5 млн. рублей (48,0 процентов). В соответствии со статьей 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и статьей 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", при неисполнении
администрацией субъекта Российской Фсдсрации обязательств по долевому финансированию совместных проектов перечисление средств федерального бюджета приостанавливается.
15. Законы Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2001 год" и "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" содержали положения, противоречащие законодательству Российской Федерации в части использования средств, направляемых на финансирование дорожного хозяйства, что нарушает условия перечисления субсидий из федерального бюджета городскому бюджету в соответствии со статьей 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и статьей 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Так, в соответствии с указанными законами, из средств ТДФ оплачены расходы на садово-парковое хозяйство в сумме 494,45 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 197,65 млн. рублей, за 9 месяцев 2002 года - 296,8 млн. рублей. Дорожные налоги на сумму 521,35 млн. рублей не использовались для развития и содержания автомобильных дорог. Отвлечение средств на сумму 1 015,8 млн. рублей является нарушением Закона РОССИЙСКОЙ Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", которым определено, что они имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог.