Вчера в Русском музее открылась выставка "Портрет в России. ХХ век". Экспозиция подводит итоги ушедшего века, дает возможность проследить эволюцию портретного жанра. В корпусе Бенуа вчера была открыта часть нового комплекса постоянной экспозиции "От искусства Древней Руси до искусства XX века". Целиком комплекс будет открыт к 300-летию города.
Выставка "Портрет в России. XX век" открылась вчера в Государственном Русском музее. В экспозиции представлено около 300 произведений живописи и скульптуры из собрания Русского музея. Хронологическое построение экспозиции "Портрет в России. XX век" позволяет проследить эволюцию портретного жанра. Как сказала заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова, "в этой выставке есть шум эпохи".
"Я уверен, - сказал директор Русского музея Владимир Гусев на встрече с журналистами, - что более трети работ вы увидите впервые".
Парадный портрет, портрет-тип, изображения людей творчества, женские и детские образы, - все это нашло отражение на выставке. Доминируют на экспозиции картины, ставшие классикой жанра, - "Автопортрет" В.Сурикова, "Портрет С.Дягилева с няней" Л.Бакста, "Девушка в футболке" А.Самохвалова. В зале, где собраны произведения 1910-1920 годов, экспонируются портреты ныне забытых танцовщиц и актрис, соседствующие с портретами знаменитых режиссеров (К.Станиславского).
Выставка в Русском музее предоставляет редкую возможность увидеть одну и ту же модель глазами разных авторов: "Портрет Анны Ахматовой" Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина, "Портрет А.Лурье" П.Митурича и Л.Бруни. В 1930-х годах в сферу портрета включаются новые персонажи: колхозники и рабочие, спортсмены и метростроевцы, летчики и краснофлотцы. Личностное начало портретируемых переплавляется в некую сумму качеств, где доминирует волевая оптимистическая целеустремленность ("Ударник" А.Вольтера). В 1980-1990 годы портретный жанр претерпевает существенные изменения. В центр внимания ставится индивидуальность со своими особенностями. "Автопортрет с внутренней цензурой" В.Лукки, "Тризна" А.Гуревича, "Рождественский гусь" В.Тюленева отражают душевную боль, надлом, поиск самого себя.
Вчера же в корпусе Бенуа открылась часть нового комплекса постоянной экспозиции "От искусства Древней Руси до искусства XX века". Весь комплекс, по словам Владимира Гусева, расположится, помимо корпуса Бенуа, в Михайловском дворце и прилегающем к нему флигеле Росси. Полностью экспозиция будет развернута в год 300-летия Санкт-Петербурга и включит в себя как существовавшие ранее обновленные разделы, так и совершенно новые.
Экспозиция демонстрирует многообразие художественно-стилистических направлений и тенденций русского изобразительного искусства рубежа XIX-XX столетий. Здесь представлено более 100 живописных и 20 скульптурных произведений известнейших мастеров этого периода. В большой анфиладе корпуса Бенуа представлены работы мастеров, начинавших свой творческий путь в конце XIX столетия, - А.Серова, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Значительное место в экспозиции занимают работы представителей объединения "Мир искусства" - К.Сомова, А.Бенуа, А.Головина, Л.Бакста, произвдения В.Борисова-Мусатова и его последователей.
В русской культуре начало XX века ознаменовалось большим интересом к национальным традициям и народному искусству. Влияние иконописи ощущается в произведениях К.Петрова-Водкина. Первые шаги русского авангарда иллюстрируют произведения Н.Гончаровой и М.Ларионова, абстрактные полотна В.Кандинского и суперматическая композиция К.Малевича. Завершают композицию аналитические произведения П.Филонова. Также экспозиция дополнена скульптурными произведениями П.Трубецкого, С.Коненкова, А.Матвеева и А.Голубкиной. Как пообещали организаторы выставки, после окончания ремонта выставочных залов корпуса Бенуа экспозиция русского искусства конца XIX - начала XX веков будет существенно расширена.
По материалам агентства "Росбалт"