До двух десятков уголовных дел ежегодно возбуждается по фактам взяток в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. В реальности, как считают сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями, масштабы взяточничества в сфере образования гораздо шире, но бороться с ним почти невозможно.
Взятка или платная услуга?
Студентка выпускного курса «завалила» экзамен и была отчислена. В следующем семестре ей предложили заплатить за пересдачу энную сумму и спокойно заканчивать вуз. Девушка согласилась, но в милицию на неправомерные, по ее мнению, действия руководства вуза все-таки заявила.
Такой сюжет лег в основу материалов уголовного дела, возбужденного в конце прошлого года в отношении проректора по учебной работе Государственной академии ветеринарной медицины Юрия Конопатова.
Отчисленная студентка обратилась в УБЭП и сообщила, что ей предлагают заплатить крупную сумму за пересдачу государственного экзамена по предмету «Инфекционные и инварионные болезни», не сданного в мае 2000 года. Первоначально пересдача была оценена в 10 тысяч рублей, затем сумма была снижена до 8 тысяч. Когда же она пришла с деньгами к проректору, 22-летней студентке предложили заплатить всего 6 тысяч. Пять тысяч предполагалось заплатить в кассу, а оставшаяся тысяча, названная «спонсорской помощью», должна была пойти на ремонт техники, принадлежащей академии. «Сделка» состоялась, но оперативники омрачили ее итоги.
В результате уголовное дело в отношении Юрия Конопатова было возбуждено, следствие квалифицировала практику подобных «переэкзаменовок» как «превышение должностных полномочий». Правда, сам 61-летний Юрий Конопатов виновным себя не считает - и события в его изложении выглядят иначе. Студентка эта в тот момент в рядах академии не числилась, поскольку была отчислена по результатам летней сессии. Восстановиться же и закончить академию она могла без потери времени только с условием оплаты переэкзаменовки. И все это делалось, по словам проректора, в соответствии с решением ученого совета, а оно, в свою очередь, основано на положениях министерского приказа. И «зловредная» студентка, обучение в вузе уже благополучно закончившая, это прекрасно знала. Но, расценив поставленные условия как вымогательство, решила, что имеет-таки право на бесплатную пересдачу. С милицией.
Такой вот конфликт ценой в 6 тысяч рублей.
Сегодня эту историю можно считать законченной - дело закрыто, обвинение предъявлено не было, поскольку следователь посчитал Юрия Конопатова «общественно неопасным». Правда, проректор больше не будет касаться денежных аспектов образования в академии. Чтобы нового греха не вышло.
А грех-таки был! По мнению сотрудника УБЭП, занимавшегося этим делом, студентка имела право на три попытки сдачи злосчастного экзамена. Бесплатные попытки, как уточнили в Комитете по высшей школе Администрации Санкт-Петербурга.
Дают - бери
Оценить реальные масштабы грешков, грехов и откровенного вымогательства в сфере образования нелегко. Взятки - обоюдное преступление, и ни одна из сторон не спешит поделиться своим опытом с правоохранительными органами или ответственными чиновниками.
В Комитет по высшей школе, во всяком случае, приходят одни анонимки: то юридические факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, Государственного университета аэрокосмического приборостроения и других престижных вузов поминают, то Инженерно-экономический университет. Но без фамилий, конкретных дат и сумм! Из всего этого можно лишь составить мнение о прейскуранте (от пятидесяти до двухсот долларов США за успешно сданный «простой» экзамен, две-три сотни - за «гос»), да понять, что все это делается преимущественно в государственных вузах, и делается весьма ловко.
Начальный посыл у всех вымогателей один: дать понять, что без них не обойтись. Однако психология вымогателя в сфере образования имеет свою специфику. С одной стороны, он имеет дело с совсем молодыми, неопытными людьми, с другой - все это происходит в гуще народа. Склонить студента к даче взятки не так-то легко! Как считают опытные оперативники, объектами вымогателей становятся чаще всего студенты старших курсов. Они более «понятливы», ближе к мысли «схалтурить», не так откровенны с родителями и близкими, да и денег у них побольше.
Небольшой опрос, который мы провели среди студентов некоторых вузов города, эти выводы в основном подтвердил. Старшекурсники гораздо чаще готовы пожертвовать сотней долларов ради свободного времени - многие из них зарабатывают много больше. Правда, из десяти опрошенных лишь двое признались, что делали это на практике, а один будущий менеджер заплатил своему научному руководителю за изготовление «отличной» курсовой работы. Что интересно, только один из этих троих получил «сигнал» от преподавателя, двое других сами были инициаторами сделки. А тот, кому «просигналили», понял намек со второго «завала».
Интересно, что немногие вузовские преподаватели, с которыми удалось поговорить, довольно убедительно объясняли причины подобного беззакония, но сами ни-ни! С причинами, конечно, все ясно: полторы тысячи рублей за должность доцента - это трагично. При таких доходах лишняя сотня долларов - манна небесная, и уговаривать себя нищим преподавателям долго не приходится.
Как признаются редкие пойманные взяточники, муки совести терзали их недолго. «Когда видишь щебечущих в сотовые студенток, их сапожки и машины, а сама обедаешь чаем с пирожком, хочется справедливости», - призналась одна из фигуранток дела о «студенческих» взятках. Впрочем, она брала сотни рублей, а не долларов, другие же, получив за экзамен «зеленые», усаживаются в весьма недешевые авто. Они уверены, что отъезжающие с той же стоянки осчастливленные студенты в милицию не пойдут. И оказываются правы.
Сейчас, когда на носу очередная сессия, соблазны с той и другой сторон вновь обострились. Хотят без осложнений получить свои «пятерки» обладатели лишних долларов, а иные жаждущие их преподаватели уже выискивают тех, кого можно, соответствующим образом обработав, подтолкнуть к заветной мысли. И тогда дать или не дать - уже не вопрос!
P.S. Уголовная ответственность за получение «образовательной» взятки ровно та же, что и в иных сферах. Статья 290, часть 1, УК РФ предполагает наказание от 700 до 1000 МРОТ или лишение свободы на срок до 5 лет. Без скидки на ученые степени и звания.
Кем и как это делалось
Директор Сельхозтехникума брал натурой
17 декабря 1998 года областной суд вынес приговор по делу директора Сельскохозяйственного техникума Волосовского района Ленобласти Геннадия Марчика. По версии следствия, этот педагог, пользуясь служебным положением, требовал подаяний в валюте и продуктами с арендаторов помещений, находящихся на балансе техникума.
В июле 1996 года к нему обратились местные предприниматели. Они решили арендовать помещение, стоящее на балансе техникума, под магазин. Директор поставил условие: бизнесмены вносят в кассу техникума 3,5 миллиона неденоминированных рублей в месяц и, кроме того, ежемесячно благодарят его продуктами - в разумных пределах. Коммерсанты согласились.
Первый раз Марчик наведался в магазин 2 августа 1996 года и забрал торт "Сюрприз", бутылку «Рябины на коньяке», коробку конфет, сыр, лимонад, сок, тушенку и сигареты. Видя, что его требования выполняются беспрекословно, директор стал повышать свои запросы. В ноябре и декабре он набрал продуктов на 320 тысяч «старых» рублей, в январе - на 417 тысяч.
По решению суда, Марчик осужден на 3,5 года в колонии строгого режима, имущество его конфисковано.
Космические аппетиты проректора
26 октября 1999 года оперативники 3-го отдела УБЭП ГУВД задержали Валерия Черкеса, проректора по административно-хозяйственной части Госуниверситета аэрокосмического приборостроения (бывший ЛИАП). Черкес проработал в этой должности 7 лет.
По словам сотрудников правоохранительных органов, проректор подозревается в том, что с весны 1996-го по сентябрь 1999 года получал взятки в размере 1000 - 1200 долларов США от генерального директора одной из коммерческих фирм за предоставление им помещений под магазин в здании университета на Большой Морской. По подсчетам оперативников, за все это время проректору перепало не менее 39400 долларов, не считая бытовой техники и других товаров, которые ему предоставлял бизнесмен.
Следствие по этому делу закончено и передано в суд.
Замдекана любила льготы
3 июня 1999 года при получении взятки в 1,5 тысячи долларов была задержана заместитель декана факультета государственной службы Высшей административной школы правительства Санкт-Петербурга 31-летняя Наталья Лимагина.
По мнению следствия, когда в апреле Лимагиной стало известно, что диплом о первом высшем образовании одной из студенток школы является поддельным, она решила использовать эти обстоятельства на пользу своему карману. Мало того, у этой студентки поддельной оказались и записи в трудовой книжке. И хотя декан факультета и ректор школы были поставлены в известность об этом, никаких действий в отношении студентки-фальсификаторши они не предприняли. Лимагина же, по мнению следствия, стала требовать у студентки 3 тысячи долларов за то, чтобы покрыть эту неприятную историю и позволить студентке и дальше учиться в Высшей административной школе и сдавать экзамены.
Интересно, что до того замдекана, как следует из материалов следствия, и раньше нарушала закон, но самым невинным способом - ездила в транспорте по льготной студенческой карточке, которую сама себе выписала.
Дальнейшая судьба преподавателя решится в суде.
Сервис для внутреннего употребления
15 февраля 2000 года при получении взятки в 100 долларов сотрудники УБЭП задержали старшего преподавателя кафедры финансов и кредита Государственного института сервиса и экономики. Деньги, по версии следствия, преподаватель требовал со студента своего института за «успешную сдачу экзамена».
Несколькими днями раньше 60-летний профессор, заместитель заведующего этой же кафедры финансов и кредита, был задержан с поличным при получении 500 долларов от своей студентки за «успешную защиту диплома». Уголовное дело в отношении профессора проводилось Управлением по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления ГУВД и сейчас находится в суде.
Холодильная история
13 апреля 2000 года сотрудниками одного из отделов Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД была задержана 39-летняя преподавательница Санкт-Петербургского колледжа холодильной промышленности (бывшего Техникума холодильной промышленности). Проработавшая в среднем специальном учебном заведении более десяти лет, эта женщина подозревается правоохранительными органами в неоднократном вымогательстве со своих студентов взяток за успешную сдачу зачетов и экзаменов.
По предположениям сотрудников УБЭП, за каждый зачет или экзамен она требовала со своих жертв от 300 до 500 рублей. Женщина преподает студентам колледжа различные финансово-экономические дисциплины: бухгалтерский учет, банковское дело и т.д. Задержанной преподавательнице вменяется как минимум десять эпизодов получения взяток от своих студентов и их родителей, имевших место в период с сентября 1999-го по февраль 2000 года. Уголовное дело передано в суд.
Трагедия в Аграрном
Самая печальная история, связанная со взятками в вузах, случилась 24 мая 1999 года. В тот день профессор Санкт-Петербургского аграрного университета Николай Барсов покончил жизнь самоубийством.
Он проходил по делу о взятке в 2 тысячи долларов, полученной за успешное поступление в университет одной абитуриентки из Якутии. С ней случилась осечка - несмотря на заплаченные деньги, девушка в вуз почему-то не поступила, а родители просто подали заявление в милицию.
В ходе следствия выяснилось, что якутская линия заработала в 1998 году, когда выехавшему на прием вступительных экзаменов Барсову предложили за гарантию успеха первые деньги. И пошло-поехало. Причем брали, по мнению следствия, многие - но Барсов никого "не сдал", сгорел в одиночку. А после его смерти дело и вовсе закрылось.