Редакция «Фонтанки» узнала, действительно ли выгодно приобретать авто за рубежом, сколько придется за это заплатить, как переместить покупку из пункта ЕС в пункт РФ и сколько на этом можно сэкономить.
В России цены на автомобили стремительно растут, а значит, заграничный рынок подержанных машин становится для нас всё привлекательнее. Потенциальных автовладельцев часто пугают большие траты на таможенные пошлины и бюрократия, которые отбивают желание самому заморачиваться с импортом.
«Фонтанка» сравнила цены «там, у них» с нашими. Если брать самую выгодную для ввоза возрастную категорию 3–5 лет, разница действительно весьма ощутимая.
Покупка машин более старых или совсем новых сильно нивелирует разницу в цене из-за повышенных пошлин. К примеру прямо сейчас на стоянке автодилера в Иматре стоит превосходно сохранившийся экземпляр семейного семиместного Renault Grand Espace 2010 года в отличной комплектации — всего
Легендарный Volkswagen Golf 2012 года с бензиновым двигателем 1,2 литра на автомате в Финляндии можно отыскать за те же, считай, символические
Есть определенный смысл искать редкие машины в средней ценовой категории. К примеру, на финских досках объявлений есть приличного вида BMW 335 — трехлитровый, с
Не в деньгах счастье
Однако смысл в самостоятельной покупке автомобиля за границей не только в экономии. В отличие от России, за границей куда более широкий выбор моделей и марок машин. К примеру, у нас как класс исчезли новые «Форды» — официальные дилеры продают только коммерческую технику. И хотя раньше Focus был поистине народной машиной, занимая верхние строчки в рейтинге продаж, теперь найти его в свежем виде у нас нереально. Двух-трехлетний «Фокус» будет стоить от 3 миллионов и будет именно импортированным. И у тех, кому кровь из носу нужен именно Ford, других вариантов нет.
Большая проблема на нашем рынке с любимыми в народе машинами с кузовом «универсал», а также с недорогими семиместными моделями. Для семей хотя бы с четырьмя детьми отечественный автопром, даже импортозамещенный, предлагал либо «Лады Ларгус», либо какие-то совсем дорогие варианты в районе трех миллионов и дороже. «Универсалы» официальные дилеры продавали, но в очень ограниченном количестве и, как правило, под заказ. Всего этого добра полно на германских, польских, литовских, финских и многих других площадках.
К тому же в нашей стране традиционно высокое уважение к качеству подержанных машин «оттуда». В народе бытует мнение, что идеальные заграничные дороги, отсутствие на них соли и бережное отношение к самим автомобилям гарантирует отсутствие проблем с их эксплуатацией, по крайней мере, на первое время. Ярлык «без пробега по РФ» всё ещё воспринимается как некий эталон качества, хотя, разумеется, нарваться на убитую в службе такси машину из Германии или со скрученным в Литве пробегом — так себе радость.
До сих пор возить оттуда машины было уделом лишь очень уверенных в себе людей или профессиональных участников рынка. Сейчас же, когда предложение стремительно сжимается, а цены растут, возможно, освоить эти навыки могут и более широкие слои автолюбителей.
Насколько дешевле за бугром
В близкой к Петербургу Финляндии цены на б/у автомобили очень соблазнительные: на отдельные марки машин разница с российским подержанным автомобилем с «Авито» доходит до
Сэкономить на более свежих авто желающим прокатиться до Финляндии тоже удастся: Volkswagen Polo 2020 года выпуска «у них» — 13,9 тысячи евро (868 тысяч рублей), а на отечественном «Авито» самый дешевый такой — 1,2 млн рублей. С машинами подороже ситуация еще приятнее: Volvo XC40 2019 года в Финляндии можно найти за 33,4 тысячи евро (2,074 млн рублей), а в России они почти на миллион дороже.
Автопарк б/у машин из Германии тоже радует ценами: Kia Ceed 2018 года обойдется в 14 тыс. евро (869,4 тысячи рублей), а в России ее можно найти минимум за 1,3 млн рублей, немецкая Skoda Octavia 2018 года стоит 10,4 тысячи евро (645 тыс. рублей), а такая же б/у машина на
Выгодные предложения на российском б/у рынке автомобилей, конечно, есть. Например, Kia Ceed 2012 года можно встретить всего за 300 тысяч рублей. Но, разумеется, есть подвох — за такую цену продают машину после трех ДТП. В Финляндии такой экземпляр, но «без истории», продают на 150 тысяч дороже на наши деньги. Nissan Tiida 2010 года с боевыми ранениями тоже можно найти всего за 345 тысяч, на 154 тысячи дешевле целой финской. Но, кажется, в этом случае есть смысл переплатить.
Подвоха нет, но есть загвоздка
Казалось бы, зачем в таком случае искать себе четырехколесного друга среди соотечественников, если иностранцы обходятся дешевле, да еще и часто продаются с меньшим пробегом и повреждениями. Однако автомобиль недостаточно просто перегнать с территории другой страны, предварительно получив визу и загранпаспорт. Доставить купленный автомобиль через таможню — целое искусство, да еще и затратное.
Платить придется много даже без учета пошлины. Утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля, таможенный сбор за обработку документов, деньги за оформление необходимых документов и за установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. Размер же таможенной пошлины сильно зависит от года выпуска автомобиля, его цены, а также мощности и объема двигателя. При этом пошлина в ряде случаев может быть больше стоимости самого автомобиля.
Один из петербургских брокеров рассчитал редакции «Фонтанки», сколько придется потратить на покупку финской Kia Rio 2018 года по изначальной цене
Например, Mercedes-Benz ML 2012 года выпуска в Финляндии будет стоить
Стоит ли овчинка выделки?
Как сэкономить на импорте машины
Однако ставить крест на затее покупки автомобиля за границей рано: к примеру, на немецком авторынке есть настолько выгодные предложения, что автомобиль со всеми таможенными пошлинами и взносами обойдется всё равно дешевле, чем аналогичный с «Авито».
Чтобы удостовериться, что сделка получится выгодной, можно рассчитать свои затраты на калькуляторе растаможки автомобилей, которые можно быстро найти в интернете. Брокеры, занимающиеся импортом машин, советуют доверять калькулятору на сайте TKS.RU, так как другие могут рассчитывать объем пошлины по старым ставкам.
Главная хитрость в расчете пошлины — чтобы купить не слишком новый и не слишком старый автомобиль. Согласно таможенным тарифам , машины возрастом до трех лет оцениваются по каталожной цене, и от нее берется либо
Куда выгоднее брать машины возрастом от 3 до 5 лет. Их таможенная пошлина определяется уже только по объему двигателя, независимо от цены. Минимальная ставка — 1,5 евро за
Машины старше 5 лет — в среднем уже в два раза дороже за каждый кубический сантиметр двигателя. Поэтому брокеры рекомендуют именно диапазон 3–5 лет, что, в целом, согласуется с ожиданием большинства желающих купить себе машину за границей.
Брокеры
Если препятствия на пути к импортной машине вас не пугают, то варианта два: заняться подготовкой документов самостоятельно или обратиться к таможенному брокеру. Они берут на себя всю подготовку документов и оформление машины в течение нескольких дней.
Например, один из крупнейших брокеров на рынке города предлагает за документальное сопровождение, таможенный досмотр, предоставление склада временного хранения для таможенного досмотра, кнопку ЭРА-ГЛОНАСС (терминал для автоматического информирования экстренных служб об аварии. — Прим. ред.), СПБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) и ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) 230 тысяч рублей. Сейчас цены на растаможку автомобиля могут расти из-за дефицита недешевых кнопок ЭРА-ГЛОНАСС, на которые завышают цены сертификационные органы, рассказали брокеры.
«Поберегите нервы. Лучше найти брокера, который устроит вас по всем параметрам, и довериться ему. Если заниматься документами самостоятельно, то это выйдет не сильно дешевле, чем оформление необходимых бумаг с помощью профессионалов. При этом вам придется еще и самостоятельно найти сертификационный орган, и не факт, что у него будет достаточно компетенции и он сможет правильно оформить СПБКТС», — порекомендовали эксперты.
Для отчаянных и отважных
Тех, кто решит сэкономить на услугах брокера, ждет путь более тернистый.
Во-первых, нужно будет сообщить о своем намерении ввезти автомобиль в Россию в ближайшем таможенном органе и внести туда таможенный депозит, размер которого должен покрыть все таможенные расходы. Через пару дней нужно получить таможенную расписку и гарантийный сертификат, с которым уже можно будет отправляться за границу.
Также продавец автомобиля должен будет открыть экспортную декларацию, которая свидетельствует, что автомобиль покидает территорию Евросоюза. Проверить при пересечении границы могут и страховку: она легко оформляется онлайн в представительстве страховой компании за рубежом или на границе.
Проверка документов проводится на специальной площадке в присутствии водителя. Сотрудник таможни должен убедиться в достоверности данных из декларации, а если он обнаружит нарушения правил ввоза авто или засомневается в подлинности документов, то машину отправят на склад временного хранения, пока все документы не перепроверят.
Окончательное таможенное оформление будет происходить уже в таможне по месту жительства, а не на границе. Там снова нужно предъявить копии документов на автомобиль, таможенную расписку, гарантийный платежный сертификат и декларацию по форме ТД-6.
Сертификат СПБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) оформляется после установки кнопки ГЛОНАСС (это тоже обязательно) уже на территории России, поэтому забрать у продавца нужно будет только договор купли-продажи, бриф (техпаспорт европейского образца. — Прим. ред.) и транзитные номера.
Однако если вы предпочли отказаться от брокерских услуг, то найти службы и сертификационные орган для оформления этих документов и ПТС (сейчас он в электронном виде) придется самостоятельно. Имейте в виду, что от границы вам надо следовать только строго на специальную стоянку для оформляемых машин. Просто ездить на ней будет нельзя. Стоимость стоянки тоже придется включить в расходы.
А дальше, как говорится, есть варианты. Еще недавно получить СПБКТС можно было, лишь отправив в лабораторию фотографии машин с определенных ракурсов. Это, разумеется, было нарушением, но практика была распространена. Теперь же компании, которые предоставляют «под ключ» услугу СПБКТС + кнопка ГЛОНАСС + электронный ПТС, предупреждают: надо обязательно физически везти машину в лабораторию. Таких специализированных лабораторий в Петербурге немного, самая известная — на Витебском проспекте.
Вот так вот, с ходу специалисты сертификационных компаний назвали корреспонденту цифру 86 тысяч рублей — независимо от стоимости, возраста и марки машины. Это всё вместе. Но предупредили: если у машины экологический класс «Евро-3» и ниже — никаких шансов оформить ее нет. Только «Евро-4» или «Евро-5». Другое возможное препятствие — утрата какого-либо шильдика или таблички с указанием данных о машине (номера двигателя, VIN и пр.). Всё, что должно быть штатно установлено, обязательно нужно предъявить, и оно должно легко читаться.
Второе — надо обязательно везти машину в лабораторию: «Наш специалист будет ходить вокруг машины, осматривать, ставить на стенды, проверять тормоза и прочее». Но если прямо очень сильно не хочется, за небольшую дополнительную плату («за риск») нам, так и быть, предложили сделать все «по фотографиям». Хотя пользоваться такими предложениями всё же не стоит.
Брокеры подсказали и отдельный лайфхак. Дело в том, что в принципе, как и за любой другой товар, купленный в ЕС и вывезенный за его границы, вы можете просить возмещения НДС. В Германии это
Затем в теории вы можете либо сами обратиться за получением этих денег, либо предварительно указать при оформлении покупки свой банковский счет, куда будет направлен платеж. Понимаете, в чем подвох, да? В нынешних условиях получать от немецкого или финского госоргана деньги на российский счет опять же в теории можно, но лучше не рисковать.
Куда проще, говорят профессионалы, сразу же доверить продавцу получить НДС за вас, а взамен получить от него скидку. К примеру, на том же mobile.de наиболее продвинутые продавцы сразу указывают скидку, которую они готовы сделать в обмен на ваш НДС. Это будут, конечно, не все
Милена Солдатенко, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»