Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Хозяйка, добавить бы надо». На российских стройках перепишут сметы, чтобы догнать цены на материалы

«Хозяйка, добавить бы надо». На российских стройках перепишут сметы, чтобы догнать цены на материалы

24 095
Источник:

Федеральное правительство разрешило в сравнительно упрощенном порядке раздувать строительные контракты на 30%, если они уже трещат от стоимости подорожавших материалов. Очередей из подрядчиков чиновники не ждут.

Глава правительства Михаил Мишустин подписал давно анонсированное постановление, которое позволяет существенно менять уже действующие госконтракты на капитальное строительство и снос; сюда же — и сохранение объектов культурного наследия. Фактически, если договор заключен в соответствии с 44-ФЗ, одним допсоглашением теперь можно увеличить стоимость работ на 30%. Резон понятен — ценовые ориентиры заказчиков и так-то не всегда актуальны, а когда дорожают материалы — тем более. Местным властям также рекомендуют не стесняться переписывать сметы, благо Минстрой показал — как.


Само постановление, судя по официальному порталу правовой информации, подписанное еще 9 августа, опубликовано в пятницу.

Его действие распространяется на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года. Их цену можно увеличивать не более чем на 30% одним дополнительным соглашением, при этом срок исполнения контракта меняться не должен, как, собственно, и сам объем работ.

Дальше — бюджетная техника: кто какие сведения предоставляет и в какие программы вносит изменения. В основной своей части постановление относится именно к федеральным контрактам: в конце приведен список релевантных заказчиков — это полный комплект министерств, госкорпорации в диапазоне от «Росатома» до Роскосмоса, федеральные агентства, Следственный комитет, судебный департамент. Ну и, конечно, «Единый заказчик в сфере строительства» — созданная при Минстрое публично-правовая компания, в которую зашили различные дирекции Минкульта и свели крупные строительные госконтракты. В Петербурге «Единый заказчик» занимается консерваторским долгостроем и строительством новой сцены Театра Европы.

Однако к региональным стройкам этот документ тоже относится. На риторическом уровне это выглядит так: «рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры, обеспечивающие возможность изменения цены контракта... с учетом положений настоящего постановления». На процедурном — правительство меняет свое же 1186-е постановление: в нем установлено, на сколько вообще можно переписывать стоимость контрактов различного уровня. Раньше там указывалось, что по независящим от сторон обстоятельствам можно менять договор сроком не менее года, если его цена — 100 млн рублей и выше. Теперь достаточно перевалить через планку в миллион.

Колоссальный рост цен на стройматериалы за последние месяцы поставил подрядчиков госстроек в тяжелое положение. Им приходится либо закупать кирпич, бетон, металлоконструкции и пиломатериалы себе в убыток, либо отказываться от контрактов, рискуя оказаться в «черном списке».

В Петербурге, по данным Петростата, всего за один месяц обрезные доски подорожали на 26,7%, еврошифер — на 14%. Цемент за июль вырос в цене «всего» на 4%, но по сравнению с прошлым годом, когда писалось большинство исполняемых сейчас смет, на все 11%, а кирпич — на 15%. Отпускные цены производителей металлоконструкций за год и вовсе подскочили на 54%. Это только официальные данные, а сами строители говорят чуть ли не о кратном росте цен на целый ряд товаров.

У петербургских чиновников и строителей мануал, как именно обосновывать увеличение цены и какие формулы использовать, уже имеется. «У нас есть для этого приказ Минстроя № 500, который имеет к нам прямое отношение, — говорит Валерий Москаленко, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП). — Там три методики исчисления, в зависимости от стоимости контракта, но поводом для пересмотра сметы может стать удорожание именно ценообразующих стройматериалов».

Пресловутый приказ тоже подписан недавно, в конце июля; он меняет методику составления сметы и тоже устанавливает лимит ее увеличения на 30% от первоначальной цены. Вся стройка (снос, сохранение) поделена на три группы контрактов: до 30 млн рублей, от 30 до 100 млн и свыше 100 млн рублей, для каждой — свой порядок. «В случае с нашей адресной инвестиционной программой речь почти всегда о договорах выше 100 млн рублей, — рассказывает Валерий Москаленко. — А для них пересчет происходит только с обязательным прохождением госэкспертизы в части стоимости работ».

«Ключевой целью постановления является нивелирование последствий для строительной отрасли в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, недопущения расторжения контрактов, и как следствие — роста объемов незавершенного строительства», — разъясняет Минстрой для непонятливых. «Фонтанка» уже писала о подорожании материалов, именно на него ссылались застройщики, говоря о росте цен в первичке. Однако в не меньшей степени оно отражается и на подрядчиков по инфраструктурным и социальным стройкам, одна арматура их здорово потрепала, а знаменитое «раскулачивание» металлургов, по одной из версий, стало ответом именно на ценовые волны на крупнейших стройках страны.

До сих пор единственным способом для участников строительного госзаказа в Петербурге хоть как-то снизить нагрузку было повышение цены контракта на 10% — лимит, установленный в 44-ФЗ. «Просто так никто денег не добавляет. Надо подтвердить проектные решения и финансовые запросы через экспертизу», — пояснил представитель ООО «СУ-17». Он отметил, что для экспертизы нужно сформировать достаточно большой объем документации, а выхода экспертного решения, как правило, приходится дожидаться минимум два месяца. Сейчас, согласно сообщению Минстроя, достоверность сведений от подрядчика будут проверять в сокращенные сроки — до 14 дней.

«Мы сейчас в Ленинградской области выполняем один контракт. У нас там в любом случае идет перепроектирование ввиду некорректных решений в прошлом проекте и увеличение стоимости самого объекта в рамках допустимого 44-ФЗ. А вот это увеличение 30-процентное, оно будет идти сверх допустимых увеличений предыдущих или же это оно и есть? Тут пока непонятен механизм, как это будет использоваться», — сказал «Фонтанке» генеральный директор компании «РР-Сити» Валерий Васильев.

«Мы эти вопросы обсуждаем с заказчиком, с комитетом по строительству. Эта политика определяется городом. Согласно этому и будем действовать на объектах, на которых мы работаем, на которых будем работать, — сказал гендиректор ЗАО «Трест 101» Вячеслав Прокофьев. — Оно (постановление правительства РФ. — Прим. ред.) узаконивает все эти движения. Желания оно переводит в разряд решения».

При этом, если федеральные 30% покроет резервный фонд правительства, то регионы решают сами. «Санкт-Петербург, наверное, обладает необходимыми финансовыми возможностями, — рассуждает представитель ООО «СУ-17», — а у условной Новгородской области в региональном бюджете дырка».

«Разные варианты корректировки адресной программы. Если принято решение об изменении цены контракта, то либо идет перераспределение средств внутри самой ведомственной структуры и в рамках текущих назначений, либо корректировка бюджета. На самом деле это технический вопрос. Важно понимать по сути, что обосновать подорожание непросто. Так что никакого веерного подписания допсоглашений с подрядчиками, конечно, не будет», — говорит глава КЭПиСП Валерий Москаленко.

1 из 4


«Рост объемов незавершенного строительства», — против которого, согласно релизу Минстроя, направлен документ, — это сорванные национальные проекты и адресные программы. В Петербурге АИП 2021 года составляет 86,2 млрд рублей, 56,8 млрд из этого — строительство. Комстрой в первом полугодии освоил 8,5 млрд из вписанных на год 23,4 млрд (36,4%), КРТИ — 5,8 млрд из 27,6 млрд (21,2%), комитет по энергетике — 2,7 млрд из 10,2 млрд (26,4%). Всего за 6 месяцев АИП выполнен на 30,5%, или на 26,5 млрд рублей.

Простая арифметика показывает: если петербургские строители сейчас потребуют увеличения смет на максимально возможные 30%, а чиновники согласуют все их «хотелки», затраты бюджета на городских стройках могут вырасти в пределах 17 млрд рублей. В реальности эта цифра будет меньше, однако порядок чисел запрограммированного Михаилом Мишустиным роста расходов бюджета Петербурга примерно таков.

Николай Кудин, Галина Бояркова, Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях