Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Экологичное, но не публичное. Реконструкции «Петербургского нефтяного терминала» мешает подозрительность местных жителей и COVID (фото)

Экологичное, но не публичное. Реконструкции «Петербургского нефтяного терминала» мешает подозрительность местных жителей и COVID (фото)

21 334

Реконструкция резервуара «Петербургского нефтяного терминала» в Угольной гавани спотыкается о жителей ближайших районов. Режим «тайны» довел до прокуратуры.

О планах по строительству объектов на территории АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) в Угольной гавани жители Красносельского района узнали случайно и постфактум. Они говорят, что регулярно ощущают «нефтяные» запахи, и опасаются, что терминал расширят, а перевалку увеличат, хотя об их согласии на это узнали якобы лишь формально. Дело дошло до обращения в прокуратуру.

В протоколе общественных обсуждений, который местные жители обнаружили на сайте комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, говорилось, что в период с 7 апреля по 7 мая комитет готов был выслушать замечания и предложения жителей к экологической экспертизе проектной документации по строительству объектов на территории ПНТ. Обсуждение признано состоявшимся — ни одного замечания не поступило. Хотя оповещение о начале общественных обсуждений было опубликовано на сайте комитета, жители занервничали — никакой информации о том, что собираются строить на территории терминала, на портале комитета уже нет.

«Да вонь постоянно стоит, то нефтепродуктами, то солодом пахнет, да и *** его поймёшь чем ещё», «Мне кажется, жителям нужно выходить и бойкотировать стройку терминала… Похоже, письмами уже мало чего можно добиться. Одни отписки от властей. Но и они нужны, конечно», «И всё это вблизи жилых зон! Что это за власть, которую мы все выбрали?» — стали писать в социальных сетях соседи будущей стройки.

Основная причина их беспокойства — запах. «Жители Красносельского района регулярно жалуются на специфические запахи нефтепродуктов, серы и прочих веществ, исходящих из имеющегося терминала. Похоже на какую-то тухлятину, серу. Что-то едкое и химическое. Три-четыре ночи назад я не мог из-за этого запаха окно открыть», — говорит Красимир Врански, основатель движения «Красивый Петербург» и житель Красносельского района. К слову, со зловонием местные знакомы не понаслышке — в перечень его вероятных источников попадали и иловые карты Водоканала, и незаконные свалки: то с тухлой курицей, то с «аммиачным» мусором.

Их поиск информации о проекте так и не увенчался успехом. Как сказано в протоколе обсуждений, доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду с момента их утверждения и до принятия решения о реализации должен осуществлять тот, кто природоохранную документацию и разрабатывал — ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Но на сайте компании документов нет, а ссылка на облачное хранилище, которая, вероятно, вела к папке со всеми документами, теперь неактивна. На сайте экспертной организации осталось только описание проекта: «Планируемый грузооборот: алкилаты в количестве 1,0 млн т/год, бункерное топливо и/или дизельное топливо — 0,15 млн т/год». Сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду: IV квартал 2019 года — II квартал 2020 года. Строительство собираются закончить в течение 24 месяцев.

скриншот из акта государственной историко-культурной экспертизы

«Если мощность терминала увеличится на 1,15 млн тонн в год, то ровно настолько же больше будет вонять людям», — возмущается Врански. «Фонтанка» связалась с ПНТ, но там панике жителей удивились. По словам главного инженера компании Юрия Каторгина, они не совсем корректно интерпретировали данные, которые нашли в открытом доступе. Реализация этого этапа не предполагает расширения терминала и увеличения объемов перевалки, — подчеркивает специалист.

В пояснительной записке к проектной документации, которую в ПНТ показали «Фонтанке», действительно сказано, что строительные работы будут проводиться на участке площадью почти 8 га в границах землеотвода терминала. Проект предполагает строительство резервуаров с грузооборотом 1,2 млн тонн в год. Их вместимость пока составит 53 тысячи м3. «Сейчас это 57 тысяч м3, а грузооборот этой части терминала — 2–3 млн тонн в год, грузооборот всего терминала уже составляет 6–8 млн тонн в год, — говорит Каторгин. — Так что речь не идет об увеличении объема переваливаемых грузов. Долгосрочная конъюнктура нефтяного рынка скорее говорит о снижении объемов перевалки, говорит — спрос на нефтепродукты в Европе стабильно падает, а пандемия коронавируса серьезно ускорила этот процесс».

Каторгин добавляет, что мероприятия проводят только в рамках реконструкции так называемой «старой» части терминала, которая была возведена в 1960-е, и сегодня морально и технически изношена. К проекту приступили в 2018 году, на территории терминала уже возвели новый резервуар объемом 40 тысяч м3, в который будут переваливать нефтепродукты во время реконструкции старых. До 2023 года там планируют установить куда более экологически безопасные современные мощности. Как говорится в документации, слив нефтепродуктов будет осуществляться герметичным способом, резервуары будут иметь конструкцию «стакан в стакане» — то есть двустенную, как и свежепостроенный «сорокатысячник». Кроме того, предполагается строительство конструкций для улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов. «Объемы выбросов уменьшатся в несколько раз. Эти мероприятия и технологии существенно удорожают строительство, тем не менее мы приняли решение строить новый перевалочный комплекс именно с их использованием», — поясняет Каторгин.

В ПНТ подчеркивают, что обращений от жителей не получали, но обещают провести с ними открытое обсуждение, как только в городе снимут ограничения. Спешка в организации публичных слушаний тоже объясняется логично — речь идет о реконструкции объектов в рамках соглашения по созданию перегрузочного комплекса в Большом порту Санкт-Петербурга с четкими сроками — ПНТ и городские власти подписали его на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году. Закончить проект планируют до 2024-го, общий объем инвестиций оценивают в 7 млрд рублей.

Тем временем обращение Врански с требованием отменить проведенные публичные слушания получила прокуратура. Градозащитник заявил, что их необходимо провести в строгом соответствии с законом после снятия «коронавирусных» ограничений «в связи с тем, что процедура заочных, виртуальных или удаленных слушаний законом не предусмотрена». «Прошу также проследить за организацией процесса будущих слушаний, чтобы они прошли гласно, открыто и с привлечением местных жителей», — говорится в тексте. На фоне недавней истории с нелегальным «захоронением» остатков СКК в Угольной гавани, которую принялся расследовать Росприроднадзор, он написал и предложение правительству Петербурга: проверить весь экологический блок Смольного. Заявление в прокуратуру Красносельского района со ссылкой на жалобы жителей направил и депутат МО «Южно-Приморский» Александр Кузнецов.

К слову, прямо сейчас на сайте комитета по природопользованию ведутся «удаленные» общественные обсуждения по вопросам экологической экспертизы проектной документации по еще 7 объектам. В их числе, помимо организации природных заказников, например, строительство предприятия по горячему цинкованию металла в Конной Лахте, очередной этап строительства современного судостроительного комплекса на территории «Северной верфи» в Большом морском порту Санкт-Петербурга и реконструкция канализационно-очистных систем с целью увеличения их производительности в Зеленогорске. Недавно депутаты Заксобрания в первом чтении приняли законопроект о переводе в онлайн общественных обсуждений по изменениям в Генплан, Правила землепользования и застройки, а также по проектам планировки территории и проектам решений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства. «Фонтанка» рассказывала, что об этом думают эксперты.

Елизавета Ивантей,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях