Изолировать от общества подозреваемых и обвиняемых в преступлениях небольшой тяжести допустимо только в случае перспективы реального лишения свободы. Впрочем, не без исключений.
Как следует из постановления Конституционного суда, 23 марта опубликованного на сайте, поводом присмотреться к нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ стала жалоба генерального директора ЗАО «Промышленная группа «Проминдустрия» Сергея Костромина. Экономия на зарплатах вахтовиков довела его до домашнего ареста. Компания строила инфраструктуру для нефтяников на Крайнем Севере, но из-за финансовых проблем задолжала сотрудникам десятки миллионов рублей.
Несмотря на размер долга, невыплата заработной платы относится к преступлениям небольшой тяжести, что, как полагает Костромин, должно было сохранить ему свободу передвижений. Однако после того, как задолженность была погашена и гендиректору предъявили обвинение, дело было передано в мировой участок, и меру продлили еще на несколько месяцев.
КС согласился, что принудительную изоляцию нельзя применять в рамках обвинения, не предусматривающего лишения свободы. Тем не менее отступления от этого правила возможны, все они прописаны в УПК. Таким образом, если Костромин не демонстрировал склонностей к побегу от следствия или не попадался на нарушении ранее избранных мер пресечения, то КС постановил пересмотреть вынесенные в отношении него решения.
Напомним, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел наблюдение в «Промышленной группе «Проминдустрия» в марте прошлого года, но трудности у компании начались в 2016-м. Из-за долгов по зарплате сотни работавших на Ямале вахтовиков объявили голодовку. Прокуратура настаивала, что «Проминдустрия» с долгами рассчиталась, но в январе этого года было установлено, что деньги получили не все рабочие.