Стоимость авиабилетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающего в премиальном сегменте «Аэрофлот», в два-три раза ниже, чем в среднем по миру. Более того, ниже, чем у зарубежных лоукостеров, и тарифы российских классических авиакомпаний. Таковы результаты опубликованного 25 сентября исследования аналитического агентства Инфомост.
Специалисты проверили предложения на рейсы по наиболее популярным направлениям от классических и бюджетных авиакомпаний США и Европы, после чего сравнили их с билетами российских перевозчиков.
В результате исследования выяснилось, что минимальные тарифы в России осенью 2017 года составили 5,5-6 центов за пассажиро-километр. Для сравнения, у классических иностранных перевозчиков этот показатель находится на уровне 12-14 центов, а у лоукостеров 6-7 центов.
«Мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству», – говорит глава Infomost Consulting Борис Рыбак.
Некоторые эксперты считают, что низкие тарифы стали одной из причин тяжелой финансовой ситуации в авиакомпании ВИМ-авиа, у которой в последние месяцы возникли сложности с оплатой обязательств по топливу и заработной плате.
Вместе с тем независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко уверен, что проблема низких тарифов не является главной в отрасли.
«Уровень тарифов сам по себе никакого значения не имеет. Важен баланс денег в отрасль из отрасли. Пока Минтранс и авиакомпании, которым это выгодно, делают всё, чтобы полностью закрыть отрасль для инвестиций и тем самым сделать ее убыточность настоящей проблемой. На рынке без притока денег извне выживает не самый эффективный, а самый приближенный к ресурсам», – объясняет Крамаренко.
В случае с ВИМ-авиа основной причиной он также считает не низкие тарифы сами по себе, а профицит провозных емкостей, которые к ним привели. После банкротства «Трансаэро» на рынке возникло большое предложение по неразвезенным пассажирам, которое стало поводом для взрывного расширения флота. Позже для их заполнения пришлось понизить тарифы, что привело к снижению доходной ставки.
Однако, даже в случае банкротства нескольких авиакомпаний не стоит ожидать «радикального» повышения тарифов, уверен эксперт.
«Будет коррекция, как минимум, на уровень безубыточности. Сама по себе она отодвигает потенциальных новых банкротов от опасной черты, – заявил Андрей Крамаренко.