Елена Бадмаева представила коллекцию одежды «Made in Санкт-Петербург», с помощью которой намерена исполнить мечту Смольного — сделать Северную столицу вторым Миланом. Ретейлеры и эксперты модной индустрии хвалили творение, но петербургский стиль не рассмотрели.
Дизайнер Елена Бадмаева представила коллекцию «Made in Санкт-Петербург», с помощью которой намерена исполнить мечту Смольного — сделать Северную столицу вторым Миланом. Ретейлеры и эксперты модной индустрии похвалили творение модельера за следование международным трендам, но петербургский стиль не рассмотрели и повесить на одну вешалку с Gucci и D&G отказались.
Презентация проекта «Made in Санкт-Петербург» проходила 12 апреля в недавно отреставрированном Доме журналиста. Как пояснила Бадмаева, так называемый анфиладный показ — это последний писк модной индустрии и позволить себе такой формат во дворцах Парижа и Милана могут только самые именитые бренды; суть в том, чтобы «не просто потрясти тряпками, <...> а сделать что-то содержательное».
Показ занял около 20 минут, в течение которых примерно два десятка длинноногих моделей вышагивали в свете софитов по паркету Домжура, с гордостью неся на себе то, что Елена Бадмаева охарактеризовала как «квинтэссенцию многолетних поисков петербургского стиля» – платья и блузы с воздушными воланами, брюки с высокой посадкой, свободные платья с заниженной, ажурное кружево и блестящий металлик, цвета — от ярко кораллового до нежно-розового и черно-белой классики.
Больше времени понадобилось для того, чтобы донести до публики суть концепции. «Made in Санкт-Петербург» рассчитана как на отечественных, так и на заграничных модниц, говорит модельер. Создавая коллекцию, она стремилась уйти от «вычурности и купечества», а также подчеркивания национального колорита. «Платьями с куполами людей не оденешь», – заявила она. Зато 40% используемых материалов были отечественными. Но, конечно, их облагородили с помощью технологии печати и т.д.
Презентация проходила при поддержке Смольного — выразить одобрение начинанию модельера пришел глава комитета по развитию предпринимательства Эльгиз Качаев, не единожды провозглашавший амбициозную цель сделать Петербург столицей моды наравне с Парижем и Миланом. По его мнению, вслед за Еленой Бадмаевой покорять мировые рынки отправятся и другие дизайнеры Северной столицы.
«Город готов их в этом поддерживать», – заверил он.
Действительно, бомонд Северной столицы увидел коллекцию не первыми — мировая премьера состоялась раньше, призналась Елена Бадмаева. Чтобы продавать коллекции за рубеж, модному дому пришлось подстроиться под тамошний бизнес-календарь, планировать коллекцию за год, а презентовать закупщикам за полгода до того, как она должна поступить в магазины. «На мне сейчас блузка «весна – лето – 2018», скоро она поедет себя продавать», – сообщила модельер.
"Коллекцию весна – лето 2017 года можно найти в магазинах Нью-Йорка, Берлина, а также в Бахрейне, Кувейте и Японии", – рассказала Елена Бадмаева, однако объем закупленной тамошними ретейлерами партии не уточнила. В Петербурге марка представлена пока только в бутике Inezz, однако дизайнер надеется, что каналы сбыта будут расширяться. «Показ сначала в Париже — это такая хитрость, чтобы получить признание на российском рынке», – пояснила она.
Стоимость продукции в рознице модельер не назвала, пояснив, что ценообразование находится в ведении ретейлеров. Но бренд позиционируется как люкс, а не масс-маркет, подчеркнула она.
Представители модного бизнеса, ознакомившиеся с коллекцией, разошлись во мнениях относительно ее перспектив.
«Ассоциации с Петербургом не увидел, хотя большинство петербурженок эту одежду наверняка оценят. Я бы включил ее в ассортимент Freedom Store Concept, где востребованы женственные образы и качественные ткани», – рассказал основатель Freedom Team Дмитрий Тимуршин. По его мнению, «Made in Санкт-Петербург» понравится и «европейским модницам, интеллигентным молодым женщинам», а вот у американок, предпочитающих более практичный casual, отклика не найдет.
«Вопрос только в том, какова ценовая политика бренда и как он собирается выходить на западный рынок. Если самостоятельно, то с этим могут возникнуть трудности, а если посредством известного ретейлера или универмага, то продажи будут более стабильными и не случайными», – отметил он. Сам Freedom Store Concept работает в среднем ценовом сегменте.
Управляющий партнер Y Consulting и куратор Британской высшей школы дизайна Дарья Ядерная считает, что наиболее востребованным творение Елены Бадмаевой будет на азиатских рынках. Однако, несмотря на соответствие трендам, в коллекции, по ее словам, нет новизны. «Я не увидела какого-то уникального торгового предложения. Это сейчас есть везде и у всех — в тех же Cos и & other stories (дочерние марки шведской H&M. — Прим. ред.)», – говорит она.
А вот место среди глобальных люксовых брендов «Made in Санкт-Петербург» вряд ли займет, считает экс-глава универмагов ДЛТ и «У Красного моста», а ныне независимый fashion-консультант Денис Рыженко.
«На мой взгляд, то, что делают петербургские дизайнеры, — произведение искусства, но не фэшн-коллекция. Мировые тренды тут, безусловно, присутствуют — и цвет, и высокая посадка у брюк, и воланы, и свободный силуэт, но этого недостаточно. Нужно что-то специфическое и ошеломляющее, что делает творение дизайнера заметным», – пояснил он. По мнению эксперта, чтобы создавать успешные собственные проекты, дизайнерам Северной столицы следует набраться опыта, сотрудничая с известным международными дизайнерскими домами.
«Иначе петербургская мода так и будет только на подиумах и в гардеробе отдельных покупательниц», – заключил он.
По словам участников рынка, сейчас зарубежные продажи носят единичный и случайный характер. Чтобы начать серьезную экспансию, нужно найти партнеров, а сделать это можно, только принимая участие в международных выставках, на что у небольших студий не хватает средств. Однако с поддержкой Смольного, который намерен взять на себя организацию коллективного стенда, дело может сдвинуться с мертвой точки, надеются дизайнеры.
Однако прежде чем выходить на внешние рынки, модельерам надо серьезно поработать с себестоимостью, иначе продукция не сможет соперничать с иностранными конкурентами, считает основательница магазина Weshalki Наталья Жиляева. «Платье стоит 100 – 200 евро, это слишком дорого. В Милане на эту сумму можно купить одежду действительно известных брендов, а не какой-то Маши Ивановой», – ранее рассказывала она «Фонтанке».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»