Выход женской сборной России по гандболу в финал Олимпиады заставил взглянуть на проблемы этого вида спорта в Петербурге. В сборной есть одна петербурженка, но выступает она за другой регион. «Фонтанка» поговорила на эту тему со Светланой Патрушевой, руководителем детско-юношеского фестиваля игровых видов спорта Petersburg Cup.
Третий фестиваль Petersburg Cup по гандболу пройдет с 23 по 26 августа в Санкт-Петербурге. В нем примут участие 59 команд из разных регионов России, а также одна команда из Латвии. Соревнования пройдут в 7 возрастных категориях — среди юношей и девушек 2001 – 2007 годов рождения.
- Светлана, на самом деле довольно нетривиальное решение — организовывать гандбольный турнир в Санкт-Петербурге, в городе где этот вид спорта, мягко говоря, не очень популярен.
– На самом деле все очень просто — все делают люди. Три года назад с этой идеей ко мне обратился президент петербургской федерации гандбола Юрий Нестеров. Мне было очень приятно, что в нашем городе развитием этого вида спорта занимается такой великий спортсмен и олимпийский чемпион. Я ни минуты не раздумывала. Потом мне говорили люди: Светлана, зачем ты за это взялась, гандбол тут никому не нужен, он никому не интересен. На это я отвечала следующей фразой: делай сейчас то, что не делают другие, и через какое-то время будешь жить так, как не живут остальные. Гандбол — это действительно не самая популярная дисциплина. У нас в городе всего три школы. Три школы по гандболу на весь город — вы только вдумайтесь в эти слова. Одна из наших задач — исправить эту ситуацию.
- Сколько команд участвовало в вашем первом фестивале и из каких регионов?
– 22 команды. Из них четыре — из Москвы, и по одной — из Краснодара, Владивостока и Таллина. Остальные из Петербурга. Несмотря на то, что это был пилотный проект, работать было уже тогда очень легко и комфортно, в отличие от того же футбольного турнира. У меня в семье как-то спросили во время одного из предыдущих турниров: у тебя гандбол-то идет вообще? Да. А почему тогда молчит телефон? А потому, что там все знали, что нужно делать, ко всему подготовились заранее.
- В плане финансирования у петербургского гандбола все далеко не так гладко.
– Здесь я не могу дать какую-то компетентную оценку. У меня нет информации и нет понимания причин отсутствия у гандбола динамичного развития. Возможно, что после этих Олимпийских игр что-то изменится в лучшую сторону. Но жизнь показывает, что получает тот, кто просит, работает и ищет. Если будет желание, будут и возможности. На нашем примере мы видим, что желание есть — 59 команд, практически 850 участников.
- Все они сами платят за проезд, проживание и питание или вы им чем-то помогаете?
– Мы занимаемся организацией проживания, питания, трансферов. Оплачивают это командирующие организации, но порой мы обращаемся к руководителям субъектов, чтобы они сами нашли возможности финансирования своих команд. На следующий год я буду плотно заниматься этим вопросом.
- Создает ли проблему тот факт, что в гандболе у Петербурга нет сопоставимого по уровню и значимости для города клуба, как «Зенит» в футболе?
– Конечно. Нестеров об этом и говорит постоянно. Например, женской команды у нас вообще нет! Вот девчонки сейчас сыграют, а дальше что? Клуба-то нет. Это путь в никуда. Для того чтобы эту проблему осознать, нужен прецедент.
- В женскую сборную России по гандболу, которая вышла в финал минувшей ночью, входит одна петербурженка — Екатерина Маренникова.
– Да, знаю такую.
- Она родилась в Петербурге, здесь училась, здесь начинала играть в гандбол, но потом как раз из-за отсутствия перспектив уехала. Планируете ли ее как-то привлекать для продвижения своего фестиваля?
– Безусловно, у нас будет возможность встретиться, и мы попробуем договориться с ней о сотрудничестве, чтобы привлечь внимание к проблемам женского гандбола в Петербурге, в том числе и к отсутствию профессионального клуба.
- В Тольятти давно и успешно проводится крупнейший в России фестиваль гандбола. Брали ли с них пример, когда организовывали собственный проект?
– Я хорошо знакома с организатором тольяттинского фестиваля Андреем Степановым. Мы познакомились с ним на чемпионате мира в этом году. Но пример их фестиваля мы не использовали. Скорее мы тут смотрели на собственный футбольный фестиваль.
- Не возникло ли ревности с его стороны?
– Ни о какой ревности тут и речи быть не может. Между нами должно быть равноценное партнерство, потому что мы не пересекаемся по срокам. Более того, у нас есть идея по обмену победителями. В тольяттинском фестивале в этом году было 153 команды. Так что нам есть к чему стремится. При всем моем уважении к Тольятти, я все-таки считаю, что в Петербурге у детей есть уникальная возможность познакомиться с культурой бывшей столицы Российской империи.
- Где будут проходить игры?
– Все матчи будут проходить в СДЮШОР Кировского района. Там 4 площадки и 2 зала. Играть придется на футбольных полях. Всего 191 матч.
- Кто спонсирует все ваши проекты?
– Титульных спонсоров у нас нет. Мы очень надеемся, что город после Олимпиады найдет возможность поддержать наш проект, чтобы родителям не пришлось оплачивать участие детей. Взнос небольшой — 500 рублей, но все-таки это тоже деньги.
- Денег с этих взносов вам хватает для организации или приходится привлекать дополнительные средства?
– Я работаю с бизнес-структурами. Чаще всего мне помогают те люди, которые готовы помочь делом. Не все монетизируется. Тут люди чем-то помогли, там люди чем-то помогли, и из всего этого создается цельная картинка. Когда к вам в гости приходят один с салатом, другой с барбекю, у вас и стол накрыт. Хотя совсем без денег провести такое мероприятие невозможно, поэтому мы и надеемся, что город нам все-таки поможет.
- У вас на сайте в разделе футбольного фестиваля указан попечительский совет, в составе которого довольно влиятельные люди. Этот совет один на все проекты или только для футбола?
– Один на все.
- Члены этого совета входят в число тех людей, которые оказывают вам помощь в организации?
– Конечно, обязательно. Например, ректор СПбГУ Николай Кропачев всегда оказывает мне содействие в поиске волонтеров. Это одна из важных составляющих проекта, потому что невозможно иметь такое количество персонала. Для самих волонтеров это тоже очень важно, потому что многие из них хотят в будущем работать на чемпионате мира и за участие в наших проектах они получают благодарственные письма, в том числе от вице-губернатора Владимира Кириллова, одного из членов попечительского совета.
- А чем вам помогает Сергей Умнов?
– Всем. Сергей Павлович всегда поддерживает меня. По факту обеспечивает возможность проведения фестиваля. Нас инструктируют его специалисты и всегда предлагают наиболее оптимальные варианты организации того же парада. Поскольку это городская инфраструктура, необходимы согласования с целым рядом комитетов.
- Почему, на ваш взгляд, в футболе, который в России является самым массовым видом, результаты гораздо хуже, чем в гандболе, который в разы менее популярен?
– Все зависит от самоотдачи людей. Если они ответственно подходят к своей работе, не довольствуются малым, у них в итоге все получается. Не все измеряется в финансовых дивидендах. Ты должен работать не только на контракт, но и для развития себя как личности. Я знаю, что в нашем футболе половину тренеров нужно дисквалифицировать, потому что они в принципе не должны заниматься с детьми. А если говорить о сборной, то нужно быть сборной, а не казаться. Вы посмотрите на Трефилова. Вот у него сборная. А как он с ними говорит в перерывах! Грубо, но это работает! Зато у нас в футболе все такие благообразные — обнять и заплакать. Если бы нашу гандбольную сборную выпустили бы на футбольное поле, они бы там всех порвали.
Беседовал Артем Кузьмин,
«Фонтанка.ру»