В эфире - история волжанина Владимира Пономарёва, который идёт пешком в Москву и несёт "наказ президенту". Идёт уже третью неделю. Недели через две должен дойти. Почему в век цифровых технологий в России все еще сильны традиции ходоков - узнали у самого "ходока", а также у экспертов [Фонтанки.Офис].
Владимир Пономарёв называет себя "народным дипломатом" и несет из Саратова в Москву письмо Путину "от простых людей". До Москвы волжанин намерен дойти примерно к 10 июля. Интервью с ним удалось записать на автотрассе "Урал" на границе Мордовии и Рязанской области. По словам "ходока", в письме президенту перечислено несколько важных проблем, решением которых необходимо заняться в первую очередь. Среди них – коррупция, проблемы в ЖКХ, постоянно растущие цены и, конечно, же удручающее качество дорог. "Я, можно сказать, народный дипломат. Все эти вопросы – от людей, которые в основном хотят справедливости", – заявил Владимир Пономарёв.
О том, сколько таких "ходоков" в России и почему многие граждане страны считают, что всё зависит от одного единственного человека, ведущие [Фонтанки.Офис] спросили у социолога, доцента кафедры социологии политических и социальных процессов факультета социологии СПБГУ Ольги Безруковой. По ее словам, в современном российском обществе, во-первых, сохраняется очень низкий уровень информационной компетентности, при котором у людей нет технической возможности обратиться к властям. "Во-вторых, есть еще и экономические причины такого явления. На фоне экономических проблем и в условиях экономического кризиса, у людей возникают ситуации, когда они сталкиваются с "отфутболиванием" со стороны чиновников. Ждать прямой линии с президентом долго, и не все в ней могут принять участие, проблемы на местах не решаются, вот и появляются такие "ходоки", посланники социального неблагополучия", – пояснила Ольга Безрукова.
О традициях челобитных, народных воззваний и петиций, а также о том, почему в России до сих пор существуют "ходоки", мы заодно узнали и у историка. Руководитель департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), профессор Александр Семенов напомнил о том, что российские правители всегда воспринимались, как фигуры сакральные, и подобные "хождения" отчасти напоминали паломничества. "Хотел бы подчеркнуть, что право на подачу жалобы или прошения ранее еще надо было заслужить. Например, известны времена, когда крестьянам запрещалось подавать жалобы. Право на подачу жалобы, на обращение к верховному правителю было очень важным в Российской Империи. После 1917 года Советская власть также внимательно следила за такими обращениями. При этом во все времена такие жалобы часто оказывались еще и доносами", – рассказал Александр Семенов в эфире [Фонтанки.Офис]:
"Хождение к правителю – это некий ритуал, который обладает символической силой. Речь идет не о технологиях, которые дают возможность передать то или иное сообщение, а о возможности в какой-то момент соприкоснуться с высшей властью, почувствовать свою сопричастность", – заявил руководитель департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), профессор Александр Семенов в эфире [Фонтанки.Офис].